Землетрясение
Землетрясение является одним из знамений Аллаха на земле, которое может произойти в любом месте, в котором Он пожелает.
Землетрясение — это один из воинов Всевышнего Аллаха:
وَلِلَّهِ جُنُودُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ
«Аллаху принадлежат войска небес и земли» (сура «Аль-Фатх» аят 4)
وَمَا يَعْلَمُ جُنُودَ رَبِّكَ إِلَّا هُوَ
«Никто не знает воинов Аллаха, кроме Него» (сура «Аль-Мудассир» аят 31)
Если мусульманин столкнется с таким бедствием, то ему следует обратиться ко Всевышнему Аллаху с покаянием, просить прощения у Аллаха (истигфар), совершать намаз, соблюдать пост и начать раздавать милостыню.
Всевышний Аллах говорит:
وَاسْتَعِينُوا بِالصَّبْرِ وَالصَّلَاةِ
«Ищите помощи (Аллаха) в терпении и намазе» (сура «аль-Бакара», аят 45)
Некоторые ученые посчитали, что «терпение» в этом аяте означает отказ от грехов, и поэтому это повеление упоминается вместе с повелением совершать поклонение, наивысшей формой которого является намаз.
Передается от Хузайфы (да будет доволен им Аллах):
كان النبي صلى الله عليه وسلم إذا حزبه أمر صلى
«Когда Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) одолевало какое-то беспокойство, он совершал намаз» (Абу Дауд)
Имам ан-Навави (ум. 676), да смилуется над ним Аллах, пишет:
ما سوى الكسوفين من الآيات، كالزلازل والصواعق والرياح الشديدة، لا يصلى لها جماعة، لكن يستحب الدعاء والتضرع. ويستحب لكل أحد أن يصلي منفردا لئلا يكون غافلا
«Помимо двух затмений (лунное и солнечное) являются также знамениями: землетрясения, молнии и сильный ветер. Не предписана коллективная молитва для них, однако желательно делать дуа и проявлять смиренность. А также желательно каждому в одиночку совершить намаз, чтобы не быть беспечным» («Раудат ат-Талибин» 2/89).
Иногда Всевышний Аллах подвергает испытанию людей, а испытания для верующего — это путь к обретению награды. Но пройти этот путь и удостоиться ее может лишь тот, кто имеет терпение, твердую веру и стойкость.
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
من يُرِدِ الله به خيرا يُصِبْ مِنه
«Кому Аллах желает блага, того Он подвергает испытаниям» (Аль-Бухари)
Если Аллах желает Своим рабам блага, то Он посылает им испытания, затрагивающие их самих, их имущество и детей, дабы это стало для них причиной искупления грехов и возвышения степеней. Несомненно, в этом благо для них в этом мире и в мире вечном.
Сообщается со слов Абу Мусы аль-Ашари (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
أمتي هذه أمة مرحومة ليس عليها عذاب في الآخرةعذابها في الدنيا الزلازل والفتن والقتل.
«Община моя — община помилованная, она не будет наказана в жизни будущей. Наказание её (будет) в мире этом в виде смут, землетрясений и убийств» (Абу Дауд)
А иногда причиной бед — являются распространившиеся грехи общества, даже если отдельные его представители являются праведными и богобоязненными.
Всевышний Аллах сказал в Кyр`ане:
ظَهَرَ الْفَسَادُ فِي الْبَرِّ وَالْبَحْرِ بِمَا كَسَبَتْ أَيْدِي النَّاسِ لِيُذِيقَهُم بَعْضَ الَّذِي عَمِلُوا لَعَلَّهُمْ يَرْجِعُونَ
«Беспорядок проявляется на суше и на море из-за того, что делают люди. И (Аллах) дает им вкусить часть того (зла), что они натворили, чтобы они вернулись (на истинный путь)» (сура «Ар-Рум» аят 41)
Учащение землетрясений является одним из признаков Судного дня
Сообщается со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
لا تقوم الساعة حتى يقبض العلم وتكثر الزلازل ويتقارب الزمان
«Не наступит Час до тех пор, пока не исчезнет знание, участятся землетрясения, ускорится время» (Аль-Бухари)
Являются ли погибшие в результате землетрясений мучениками?
В достоверных хадисах сообщается о категориях мучеников, среди таких хадис, который передает аль-Бухари со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), сказал:
الشُّهَدَاءُ خَمْسَةٌ: المَطْعُونُ، وَالمَبْطُونُ، وَالغَرِقُ، وَصَاحِبُ الهَدْمِ، وَالشَّهِيدُ فِي سَبِيلِ اللَّه
«Пятеро являются мучениками: умерший от чумы, умерший от болезней живота, утонувший, погребённый под обломками и павший на пути Аллаха».
Имам Такиюддин ас-Субки (ум. 756) отвечая на вопрос о мученичестве (шахаде), пишет в своем «Фатава» 2/339:
أَنَّهَا حَالَةٌ شَرِيفَةٌ تَحْصُلُ لِلْعَبْدِ عِنْدَ الْمَوْتِ لَهَا سَبَبٌ وَشَرْطٌ وَنَتِيجَةٌ
«Это почетное состояние, получаемое рабом после смерти, у которой есть причина, условие и итог».
К таким условиям относится терпение, довольство предопределением, также чтобы человек не умирал в состоянии греха, например, если вошел в чужой дом, чтобы совершить кражу и во время кражи на него упала стена — в данном случае он не будет считаться мучеником.
Ученые говорят, что мученики (шахиды) бывают двух видов:
– мученик этого мира (شهيد الدنيا)
– мученик мира вечного (شهيد الآخرة)
К шахидам этого мира относятся все те, кто был перечислен в хадисе, за исключением того, кто был убит на пути Аллаха, он относится к шахидам мира вечного. Шахидов этого мира хоронят так же, как и других мусульман, совершают за ними заупокойную молитву (джаназа-намаз), а у Аллаха они получаются вознаграждение мучеников.
Пусть Всевышний Аллах дарует нам благой конец и умертвит и оживить нас мусульманами.
Абдуль-Азиз аш-Шафии
По материалам: https://darulfikr.ru/