Жертвоприношение и Курбан Байрам: ЧАСТЬ 4
Желательные деяния в праздничные дни
1. Почистить зубы мисваком, перед выходом на намаз;
2. Совершить полное омовение;
3. Умаститься благовониями;
4. Надеть чистую и дозволенную одежду;
5. Пораньше проснуться;
6. Во время праздника Ураза-Байрам раздать милостыню (фитр) до начала праздничной молитвы;
7. Во время Ураза-Байрама поесть что-нибудь сладкого перед походом в мечеть. Посланник Аллаха ﷺ ел 1,3,5 или 7 фиников;
8. В Курбан-Байрам, начиная с предрассветного времени – «Фаджр Садик» (до наступления утреннего намаза), вести себя до праздничной молитвы так, словно ты постишься;
9. Для того, чтобы первым, что съел человек в этот день стало жертвенное мясо, желательно начинать кушать только после праздничного намаза. Посланник Аллаха ﷺ начинал кушать, пробуя печень жертвенного животного;
10. Если возможно, идти до мечети пешком;
11. После молитвы, идти домой иным путём;
12. Радоваться жизни – быть в праздничном настроении;
13. Давать больше милостыни;
14. Встречать и поздравлять мусульман словами: «Такаббаляллаху минна уа минкум!» (Да примет Аллах у нас и у вас!);
15. Здороваться за руку и обниматься со встречными (обмениваться рукопожатиями с намерением мира и любви);
Все это рекомендуется – мустахаб. (Хиндийя, Инайя, Ибн Абидин)
16. Допускается и рекомендуется читать вслух много такбиров, идя на праздничную молитву. Согласно мнению некоторых богословов по приходу в мечеть такбир больше не читается.
По мнению Имама А’зама во время праздника Ураза-Байрам такбир вслух не произносится. Так как таинство поклонения требует уединения, желательно произносить такбиры про себя.
Перед праздничным намазом дополнительные и добровольные намазы не совершаются. А совершение их после праздничного намаза в мечети так же не приветствуется (макрух). (Хиндийя)
Праздничный намаз в Курбан-Байрам
Праздничный намаз в Курбан-Байрам является ваджибом. Это закреплено Кyр`аном, Сунной и единогласным мнением богословов. Доказательства обязательности (ваджиб) праздничного намаза в Ураза-Байрам:
«Поминает имя господа своего и выстаивает молитву (т.е. совершает праздничный намаз)»;
«И возвеличивайте Аллаха (выстаивайте праздничную молитву) за то, что Он наставил вас на истинный путь»;
Также хадис Пророка ﷺ, в котором он говорит:
«Нет пятничного намаза ташриков и фитра в других местах, помимо городов».
Аргументом в пользу обязательности праздничного намаза в Курбан-Байрам является следующий аят
«Так выстаивай молитву (совершай праздничный намаз) и закалывай жертву».
Другим подкреплением этого является иджма, ибо сам Посланник Аллаха ﷺ, его сподвижники и имамы мазхабов всегда совершали этот намаз и не позволяли его оставлять.
Условия праздничного намаза
Праздничный намаз является ваджибом для всех тех, кому вменено в обязанность – фард совершение пятничного намаза. Сунной является чтение хутбы после праздничного намаза. Но даже если хутба будет прочитана до намаза или не будет прочитана вовсе, намаз считается действительным, но с порицанием. Если хутба будет прочитана до намаза, то нет нужды возмещать ее после намаза.
Время совершения праздничного намаза
Время намаза начинается с момента достижения солнечным диском на небосводе точки, находящейся на расстоянии длины копья от горизонта по отношению к наблюдателю. То есть по прошествии 45 минут после восхода солнца. Время намаза продолжается до времени солнечного зенита. С началом зенита праздничный намаз совершать запрещается. При совершении праздничного намаза в Ураза-Байрам позволяется по уважительной причине (т.е. если луна не будет видна) откладывать совершение намаза до полудня следующего дня. Однако, в Курбан-Байрам по уважительной причине дозволяется без порицания откладывать праздничный намаз до полудня 3-го дня Курбан-Байрам. Без уважительной причины так же дозволяется, однако, с порицанием (макрух).
Как совершать праздничную молитву?
Праздничная молитва состоит из двух рак’атов, в каждом из которых произносятся три дополнительных такбира. Такие такбиры – обязательная часть этого намаза. В первом рак’ате, дополнительные такбиры произносятся после вступительного такбира перед прочтением «Фатихи», а во втором рак’ате – после дополнительной суры.
Вот точный порядок праздничной молитвы:
После вступительного такбира, руки ставятся чуть ниже пупка, читается ду`а «Субханака ллахума уа би хамдика…». После ду`а, имам совершает такбир – и вся община повторяет за ним трижды. Во время произнесения такбира, руки поднимаются к ушам и опускаются вдоль туловища, после третьего дополнительного такбира они ставятся на своё место. Если коллектив большой, то имам делает небольшую паузу между такбирами, равную прочтения трех тасбихов, а если людей немного, то продолжительностью один или два тасбиха. После третьего такбира, имам должен прочесть про себя «Аузу…», «Бисмилля…», вслух суру «Фатиха», а затем суру на выбор или минимум три аята, а джамаат должен слушать. После поясного и земного поклона молящиеся встают на второй рак’ат. Во втором рак’ате, имам громко читает суру «Фатиха» и дополнительную суру. После, он трижды совершает такбир — и община повторяет за ним, подобно тому, как он делал это вначале первого рак’ата. После произнесения дополнительных такбиров, произносится четвертый такбир и совершается поясной поклон. В отличие от других намазов, в праздничном намазе произносятся 3 дополнительных такбира в первом рак’ате, еще 3 дополнительных такбира во втором рак’ате. Основных такбиров тоже три: вступительный такбир (ифтитах) и 2 такбира в поясном поклоне. Всего 9 такбиров. Такбир ифтитах является фардом (произнесение обязательно), такбир для перехода в поясной поклон в первом рак’ате – сунна, остальные 7 такбиров – ваджиб. Такбир для перехода в поясной поклон во втором рак’ате считается ваджибом из-за близости к дополнительным праздничным такбирам, которые также являются ваджибом.
Шейх М. Хулюси аль-Ханафи
По материалам: http://islamdinr.ru/