Злодеяние не останется без следа
Есть вещи, которым действительно можно позавидовать. Такая зависть не порицается в Исламе. Напротив, «белая зависть», которая подразумевает желание заиметь то, чем обладает другой человек, не желая другому лишиться этого, даже поощряется.
От ‘Абдуллаха Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
لا حَسَدَ إِلاَّ في اثْنَتَيْنِ: رَجُلٌ آتَاهُ اللهُ مَالًا، فَسَلَّطَهُ عَلَى هَلَكَتِهِ في الحَقّ، وَرَجُلٌ آتَاهُ اللهُ حِكْمَةً، فَهُوَ يَقْضِي بِهَا ويُعَلِّمُهَا
«Не следует завидовать никому, кроме двоих: человеку, которому Аллах даровал богатство и возможность потратить его должным образом, и человеку, которому Аллах даровал мудрость, который судит на основании (этой мудрости) и передаёт её другим». (Бухари, 73; Муслим, 816)
Как видите, зависть даже в этом смысле следует проявлять только к нраву и благим поступкам. Она должна способствовать совершению благих деяний и улучшению имеющегося положения.
Однако большинство людей, невзирая на это, завидуют богатству, известности, высокому положению в обществе и т. п. Имея эти ценности, человек думает, что жизнь удалась и всё находится в его руках, но это далеко не так.
Самыми достойными восхищения качествами в людях являются знания, честность, справедливость, сила духа, крепкая вера, воля, человечность, а богатство, знаменитость, статус – это временные блага, которые в одночасье покидают человека. Даже если они останутся при человеке на всю его жизнь, то в любом случае они преходящи, ведь все блага этого мира даны человеку только на определённое время. Что говорить о благах, если сам человек является в этом мире лишь гостем?
Всевышний Аллах в Священном Кyр`ане сказал:
وَما الْحَيَاةُ الدُّنْيَا إِلاَّ مَتَـاعُ الْغُرُور
(смысл): «Земная жизнь является только наслаждением, обольщением (преходящим миром, которым наслаждается только глупец)» («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Имран, 185)
От Муджахида передаётся, что ‘Абдуллах Ибн ‘Умар (да будет доволен ими обоими Аллах) сказал:
أَخَذَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بِمَنْكِبِي، فَقَالَ: كُنْ فِي الدُّنْيَا كَأَنَّكَ غَرِيبٌ أَوْ عَابِرُ سَبِيلٍ
«Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) взял меня за плечи и сказал: “Веди себя в этом мире так, будто ты чужеземец или путник”».
Рассказчик этого хадиса сказал, что ‘Абдуллах Ибн ‘Умар (да будет доволен ими обоими Аллах) часто говорил:
إِذَا أَمْسَيْتَ فَلَا تَنْتَظِرِ الصَّبَاحَ، وَإِذَا أَصْبَحْتَ فَلَا تَنْتَظِرِ الْمَسَاءَ، وَخُذْ مِنْ صِحَّتِكَ لِمَرَضِكَ، وَمِنْ حَيَاتِكَ لِمَوْتِكَ
«Если ты дожил до вечера, то не жди, что доживёшь и до утра, а если ты дожил до утра, то не жди, что доживёшь и до вечера. Бери у твоего здоровья то, что пригодится для твоей болезни, а у твоей жизни — то, что пригодится для твоей смерти» (Бухари, 6416; Тирмизи, 2333)
То есть совершай благие дела, пока ты жив и здоров, и используй для этого все возможности с учётом неизбежности наступления момента, когда эти возможности будут исчерпаны.
Благой нрав, крепкая вера и человеческие качества, которые восхваляются шариатом, могут стать причиной счастья человека в обоих мирах. Тем, кто обладает такими качествами, часто приходится тяжко, ибо жить в современном мире, сохраняя в себе человеческие качества, задача не из лёгких.
В современном мире у многих людей сильно поменялись приоритеты. То, что сравнительно недавно считалось неприемлемым в нормальном обществе, сегодня даже для некоторых мусульман стало нормой жизни.
Многие люди живут в этом мире, как будто собираются оставаться здесь навечно. Они ошибочно считают счастьем наличие тех или иных мирских благ, даже не подозревая, что они временны и иллюзорны.
Истинное же счастье заключается в понимании того, что человек пришёл в этот мир на время и он здесь проведёт определённый отрезок времени. Ведь на самом деле так и есть! Тот, кто осознаёт эту простую истину, в любом положении проявляет стойкость и терпение. Он живёт, не держа в своём сердце ни на кого зла и не причиняя вреда окружающим.
Но, к сожалению, такое добродушие не всегда встречается взаимностью и часто случается, что именно по отношению к такому человеку у многих возникает чёрная зависть. И это несмотря на то, что такой человек живёт в меру своих возможностей, зарабатывает на жизнь дозволенным путём, не приближается к запретному и никого не обижает.
Но завистники желают, чтобы у такого человека тоже возникали проблемы, чтобы он тоже совершал ошибки и «спотыкался» на жизненном пути. Некоторые не останавливаются на желаниях и начинают претворят их в жизнь. Поджидая удобного случая, они начинают вставлять ему палки в колёса.
Помимо этого, эти завистники полагают, что никто не узнает о тех злодеяниях, которые они совершают в отношении хороших людей. Они, видимо не осознают, что Всевышний Создатель знает и видит все их преступления.
Всевышний Аллах в Священном Кyр`ане сказал:
وَلَا تَحْسَبَنَّ اللَّهَ غَافِلًا عَمَّا يَعْمَلُ الظَّالِمُونَ إِنَّمَا يُؤَخِّرُهُمْ لِيَوْمٍ تَشْخَصُ فِيهِ الْأَبْصَارُ
(смысл): «И никак не думай, [о Мухаммад], что Аллах небрежёт тем, что творят беззаконники (притеснители). Он лишь даёт им отсрочку (откладывает их наказание) до Дня cуда, когда от величайшего страха закатятся взоры (они поднимутся, останутся открытыми и будут пристально смотреть)» («Сафват ат-Тафасир», сура Ибрахим, 14:42)
Если человек совершит злодеяние: притеснит доброго человека, возведёт на него клевету, запятнает его честь, пусть не торопится вздыхать с облегчением, потому что его злодеяние не останется без следа. За все свои злодеяния он поплатится, и ему воздастся сполна.
Всевышний Аллах в Священном Кyр`ане сказал:
وَمَن يَعْمَلْ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ شَرًّا يَرَهُ
(смысл): «И кто в своей жизни сделал плохое (злодеяние) хотя бы на вес пылинки, увидит его и получит воздаяние за него» («Сафват ат-Тафасир», сура Аз-Зальзаля, 99:8)
Как видите, ни одно злодеяние человека, каким бы незначительным оно ни было, не исчезает без следа. Каждое своё злодеяние человек увидит в Судный день и будет наказан за это, если Всевышний Аллах не смилуется над ним.
Что же касается злодеяний, которые человек совершил по отношению к другому человеку, особенно праведному, то избежать наказания за это невозможно, если его не простит тот, кого он обидел.
Поэтому лучше всего вообще не совершать злодеяние, не притеснять никого и не возводить клевету ни на кого. А если вдруг такое получилось, надо, не откладывая, поспешить к этому человеку с просьбой о прощении, ибо в Судный день человек уже не сможет попросить прощения.
Муслим Абдулаев
По материалам: https://islamdag.ru/