Значение акыды в языке и в Исламе

03 декабрь 2021 2668 0
Режим чтения

(Для начала) нам следует раскрыть значение и суть слова «акыда», а также науки, которая изучает её. Затем мы должны разъяснить основы акыды и указать на факторы укрепления этих основ. Итак, прося помощи от Аллаха, мы говорим:

 

а) Значение слова «акыда»

Акыда в лексическом значении указывает на связь, и это значение впоследствии было перенесено, расширено и стало указывать на уверенность сердца в постижении и представлении точного.

В терминологическом значении акыда указывает на неприкосновенное откровение, которое передалось от неприкосновенного, непогрешимого Посланника ﷺ, которое исповедует человек, решительно и уверенно связывая своё сердце с ним. Это также принципы (постулаты), в которые верит человек и с которыми он связывает своё сердце, а именно: принципы, связанные с Аллахом, с пророками, а также всё то, что опирается на откровения (например, Рай, Ад, события Судного дня и т. д.).

 

б) Наука, которая изучает, прививает акыду

Это та наука, которую учёные называют наукой единобожия (таухид), а некоторые называют рациональным богословием (калям). Это наука, которая изучает, рассматривает доказательства, опирающиеся на доводы разума и шариатский текст, и которая предоставляет неопровержимые доводы, стремясь к распространению достоверных принципов правильной акыды. Она также изучает подтверждение совершенной веры, доказывая существование Божественной Сущности, Его атрибутов и всего того, что обязательно, что возможно и что абсурдно в отношении Него.

Она также рассматривает доказательства веры в посланников и их совершенные качества и всю ту достоверную информацию относительно Рая, Ада, жизни в Барзахе, отчёта, воскрешения и состояния в Судный день, которые содержат их посланнические миссии. Также эта наука рассматривает доказательства, указывающие на существование ангелов, джиннов и обязанность уверовать в них. Также она изучает проблему предопределения (кадаъ и кадар) и многое другое. Посему она стала самой лучшей исламской наукой, которая является индивидуальной обязанностью для каждого мусульманина и каждой мусульманки, когда они достигают зрелости. А для каждого совершеннолетного, достигшего зрелости человека, будь то мужчина или женщина, обязательно изучать эту науку и понимать её в целом, а не детально.

Что касается конкретных, частных дел, второстепенных вопросов, то они являются коллективной обязанностью всех мусульман. Но всё же и эта наука с её второстепенными вопросами вменена в обязанность интеллигенции, особенно учёным, чтобы оберечь таким образом вероубеждения мусульман от всех сомнений, ложных увлечений и искажённых идей, разъяснить ложную акыду, которая отдалена (от истины) заблудшими течениями и враждебными элементами.

 

в) Правильная исламская акыда

Это та акыда, которая опирается на доказательства, основанные на шариатском тексте из ясных коранических аятов, а также достоверных хадисов Пророка ﷺ, и которая соответствует акыде сподвижников и их последователей, живших в лучшие века, а также отвечающая требованиям здравого разума и правильной логики, которые черпают из Книги Аллаха, сунны Его Пророка ﷺ и пути его благородных сподвижников, как об этом достоверно известно от Пророка ﷺ, сказавшего:

وأن هذه الأمة ستفترق على ثلاث وسبعين: اثنتان وسبعون في الناروواحدة في الجنة وهي الجماعة

«Поистине, эта община (умма) разделится на семьдесят три (течения): семьдесят два – в Аду, и одна – в Раю, и это – община (джамаа)» (передали Ахмад и Абу Дауд от Муавии. См.: «Ат-Таргиб уа ат-Тархиб», аль-Мунзири, т. 1, стр. 84)

Также достоверно известно, что Пророк ﷺ сказал:

إني قد تركت فيكم ما إن اعتصمتم به فلن تضلوا أبدا كتاب الله وسنة نبيه

«Поистине, я оставил среди вас то, благодаря чему вы никогда не заблудитесь, если будете этого придерживаться: Книгу Аллаха и сунну Его Пророка ﷺ» (передал аль-Хаким от Ибн Аббаса и сказал, что хадис с достоверным иснадом. См.: «Ат-Таргиб уа ат-Тархиб», аль-Мунзири, стр. 80)

Также достоверно известно, что Пророк ﷺ сказал:

وأنه من يعش منكم فسيرى اختلافا كثيرا فعليكم بسنتي وسنة الخلفاء الراشدين المهديين عضوا عليها بالنواجذ

«Кто поживёт из вас (сподвижников, мусульман), тот увидит много разногласий. Держитесь за мою сунну и сунну праведных халифов, наставленных на истинный путь. Цепляйтесь за неё зубами» (передали Абу Дауд и ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший хадис». Также его передали Ибн Маджа и Ибн Хиббан в своём «Сахихе». См.: «Ат-Таргиб уа ат-Тархиб», аль-Мунзири, т. 1, стр. 84)

 

г) Акыда ахль ас-сунна уаль-джамаа

Поистине, ахль ас-сунна уаль-джамаа, которая является той группой, о которой Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Одна – в Раю, и это община (джамаа)» – это те, которые идут по пути Посланника Аллаха ﷺ, а также следуют пути его сподвижников и их последователей. Это – те, кто руководствуется на своём пути ясными аятами и достоверной сунной, используя благоразумное мышление и здравую логику. Их акыда сводится к следующему. Они верят в существование Аллаха, одного-единственного, Который описан всеми качествами совершенства и пречист от подобия и уподобления.

لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ

«Нет никого и ничего подобного Ему, Он Всеслышащий, Всевидящий» (42:11)

Они верят в посланников, пророков и всё то, что достоверно известно от них, верят, что они описаны качествами совершенства, которые соответствуют им, и очищены от всего того, что нарушает их благородную степень и непогрешимую благодаря пророчеству и пророческой миссии личность. Они верят в существование ангелов и джиннов, а также в существование жизни в Барзахе, а также Судного дня и всего того, что произойдёт в этот день, а именно – в воскрешение, отчёт, мост Сират, Рай и Ад. Они верят в это подробнейшим образом, как это подтверждают предания непогрешимых посланников. Они также верят в предопределение.

Если же в Кyр`ане или достоверном хадисе встречается что-либо, противоречащее абсолютному совершенству Аллаха и отличию Его от творений, или что-либо, противоречащее высокому положению посланников и пророков, то они оставляют этот священный текст без комментария (тафсир), разъяснений (таъвиль), уподобления (ташбих) и антропоморфизма (таджсим). Или же дают по этому тексту комментарии, разъяснения (таъвиль), которые соответствуют абсолютному совершенству Аллаха и ясным аятам и текстам в рамках границ Ислама, общих правил и тех значений, на которые указывает арабский язык, который, в свою очередь, Всевышний сделал формой для смысла Своей речи. И поэтому акида ахль ас-сунна уаль-джамаа сохранилась, избежала опустошения смысла (та‘тиль), уподобления (ташбих) и антропоморфизма (таджсим) в отношении Творца. Также она была сохранена от одиночных, заблудших, искажённых мнений, равно как была сохранена от языческих идей и разрушающих её принципов.

Эта акыда ахль ас-сунна уаль-джамаа, которая зиждется на ясных аятах Кyр`ана и достоверной сунне, которая использует здравый ум и различные стили арабского языка, которая далека от искажённых представлений и языческих, антропоморфических идей, является акидой Посланника Аллаха ﷺ. Она же есть и акыда идущих по правильному пути сподвижников, она же – акыда.

 

Шейх Абдуль-Кадир Иса Дийаб, из книги: «Весы справедливости», стр. 110-114

По материалам: http://islamdinr.ru/

Комментарии Вход