Если человек находится в состоянии, когда у него нет полного омовения (гусля), ему необходимо совершить гусль. В этом случае совершать отдельно вуду ему не нужно. Тому же, у кого гусль есть, достаточно совершить вуду для совершения тех действий, которые нельзя совершать без малого ритуального омовения.
Для совершения намаза;
Для совершения обхода вокруг Каабы (тавафа);
Для прикосновения к мусхафу (книге) Корана и написанным аятам Корана. Исключение составляет мусхаф в футляре при условии, что футляр не прикреплен к мусхафу. Чтобы читать Коран вслух, быть в состоянии вуду не обязательно, но желательно;
Приведем некоторые основные случаи, когда совершение малого омовения не обязательно, но желательно:
- Перед сном. Сунна – спать в состоянии ритуальной чистоты.
- Для прикосновения к книгам по Шариату, особенно к тафсирам.
- После пробуждения ото сна.
- Всякий раз, когда нарушается вуду, чтобы постоянно находиться в состоянии ритуальной чистоты.
- Желательно совершать вуду для каждого следующего намаза, даже если предыдущее вуду не нарушено. Например, человек совершил намаз зухр, затем его вуду сохранилось до наступления намаза аср, и он делает вуду заново, перед тем как прочитать аср. Однако совершать вуду заново, не совершив с предыдущим никакого акта поклонения (намаза, чтения Корана и т. п.), нежелательно. Это будет считаться напрасной тратой воды (исрафом).
- После любого из грехов языка: лжи, клеветы, сплетен, недозволенных шуток, пения запретных песен и т. п.
- Перед совершением гусля.
- Перед чтением вслух Корана или хадисов, преподавания или изучения исламских наук.
- Перед совершением азана, икамата и хутбы.
- Однократное омытие водой лица. Область омытия лица – от верхней части лба до края подбородка по вертикали и от мочки одного уха до мочки другого по горизонтали.
- Однократное омытие рук, включая локти.
- Протирание четверти поверхности головы.
- Однократное мытье ступней, включая щиколотки.
Этого достаточно для действительности малого омовения при следующих условиях:
1. Вода намочила всю поверхность тех частей тела, которые необходимо мыть в вуду (лица, рук и ступней) так, что на них не осталось сухого места.
2. На коже или ногтях нет вещества, которое препятствует попаданию воды, вроде воска или краски, которую возможно отмыть
3. Во время совершения вуду не происходит ничего из того, что нарушает его действительность. Если во время вуду что-то из этого произошло, нужно начать совершать малое омовение заново.
4. Для мужчин: если борода густая, то достаточно промыть ее внешнюю часть в границах лица. Если борода жидкая (такая, что при обычном взгляде на лицо видна кожа под волосами бороды), то необходимо промывать как внешнюю, так и внутреннюю сторону бороды в границах лица, а также кожу под ней.
5. Если на пальце есть кольцо, которое сидит туго, необходимо подвигать им так, чтобы убедиться, что вода промыла кожу под ним.
- Мытье кистей рук до запястий.
- Произнесение «бисмилляхи-р-Рахмани-р-Рахим» (басмалы) во время мытья кистей рук.
- Сивак. В нашем – ханафитском – мазхабе сивак – это сунна вуду, которая совершается во время полоскания рта. Самый лучший сивак – это палочка дерева арак. Если же ее под рукой нет, человек может воспользоваться зубной щеткой или пальцем, и это будет засчитано ему как сунна. Для женщины сивак заменяет жевательная резинка.
- Полоскание рта (мадмада) три раза.
- Полоскание носа (истиншак) три раза.
- Проводить (тахлиль) мокрыми пальцами густой бороды снизу вверх.
- Проводить (тахлиль) между пальцами рук и ног. Если человек подставит ногу под кран с водой, это заменит протирание между пальцами.
- Омытие частей тела, которые обязательно мыть в вуду (лица, рук и ступней) три раза.
- Протирание головы целиком (а не ее четверти) один раз.
- Протирание ушей. При этом можно протирать уши той же водой, которую использовал для протирания головы.
- Протирание рукой (дальк) омываемых в вуду частей тела.
- Непрерывность совершения вуду. Это значит мыть органы тела без перерывов – так, чтобы предыдущий орган не успевал высохнуть. При этом в расчет берется умеренный климат, нормальная температура тела и не слишком ветреная погода.
- Намерение. Мысленное намерение на устранение хадаса (состояния ритуального осквернения), или на совершение вуду, или на совершение намаза – ведь вуду является условием его действительности – это сунна.
- Соблюдение последовательности мытья органов в вуду: мытье сначала лица, затем рук, затем протирание головы, затем – мытье ног.
- Начинать мыть парные органы справа: сначала правую руку, потом левую; сначала правую ногу, потом левую.
- Начинать омовение рук и ног с кончиков пальцев.
- Начинать протирание головы от лба.
- Протирание шеи.
- Разговаривать без крайней необходимости.
- Использовать слишком мало или слишком много воды. Слишком мало воды – это, например, мытье органов тела менее трех раз, а также использование настолько малого количества воды, что человек по сути не моет, а протирает части тела.
- Сморкаться и очищать нос правой рукой.
- Брызгать водой в лицо.
- Протирать голову три раза, набирая каждый раз воду заново.
Действительность малого омовения нарушают следующие действия и ситуации:
-
Выход любого вещества в любом количестве из переднего и заднего проходов. Исключение составляет только выход воздуха из переднего прохода – он не нарушает вуду.
-
Выход наджасы (крови, гноя) из тела человека. Если, допустим, кровь вытекла за пределы раны, то вуду нарушается. Если не вытекла – то нет.
-
Рвота, если ее настолько много, что человеку трудно было бы удержать ее во рту или говорить, удерживая ее во рту.
-
Кровотечение во рту при условии, что крови столько же или больше, чем слюны. Если цвет слюны оранжевый или желтый, то вуду не нарушается, так как слюны больше, чем крови. Если цвет слюны с красным оттенком, вуду нарушается, так как крови столько же, сколько слюны. Если цвет темно-красный, вуду нарушается, поскольку преобладает кровь.
-
Сон. Однако вуду не нарушается, когда человек спит сидя, плотно прижав ягодицы к полу, даже если он опирается на что-то. Таким образом, сон сидя в автобусе, машине или самолете вуду не нарушает. Однако если, уснув сидя, человек упал или лег – это нарушит его вуду. И, если человек слегка задремал, так что слышит голоса вокруг, его вуду не нарушается.
-
Потеря сознания или ясности рассудка вследствие обморока, сумасшествия или сильного опьянения.
-
Громкий смех во время молитвы, так что его слышат находящиеся рядом, при условии, что молящийся – совершеннолетний по Шариату, бодрствует и совершает намаз, в котором есть руку и суджуд (то есть не джаназа-намаз и не сажда тилява).
-
Соприкосновение половых органов мужчины и женщины без преграды, сопровождающееся половым возбуждением. Если при этом половой член мужчины не вошел во влагалище женщины, нарушается только вуду. Если же головка члена погрузилась во влагалище, это действие нарушает гусль.