Расторгается ли никях, если талак был дан в нетрезвом состоянии?
Вопрос: Ассаляму алейкум! Считается ли действительным развод, который был дан в нетрезвом состоянии?
Ответ
Уа алейкумуссалям!
В ханафитском мазхабе, действительность развода, который был дан в нетрезвом состоянии, зависит от вида распиваемого. Если напиток, опьянивший человека, является дозволенным (кумыс, шубат, например), то ученые единогласно сказали, что в таких случаях никак не нарушается. Если же вещество, опьянившее человека, является недозволенным (водка, вино и т.д.), тогда, по мнению большинства наших ученых, никях нарушается и талак вступает в силу [1]. Однако, если человек употребил недозволенное и потерял рассудок, но при этой потеря рассудка повлияла не употребление недозволенного, например, сильная головная боль, то развод не вступает в свою силу [2]. Потому что, потеря его рассудка напрямую повлияла не употребление запретных напитков, вследствие невыносимой головной боли. Это мнение считается основным хукмом (решением) в нашей религии.
В хадисе передается:
ثلاث جدهن جد وهزلهن جد: النكاح والطلاق والرجعة
«Три вещи воспринимаются всерьез, и когда их произносят всерьез, и когда их произносят в шутку. Это - брак, развод и возобновление брака» [3].
Здесь говорится о том, что развод вступает в свою силу, даже если это было сказано в шутку. К тому же, у человека, употребившего запретное, нет никакого оправдания. В качестве наказания за грех, его развод считается действительным.
Известный ученый Кадри Паша объясняет это следующим образом:
«Развод человека, который опьянел по своей воле, по своему выбору, без применения сил и принуждений, а также не являясь в затруднительном положении, является действительным» [4]
Такие ученые, как Имам Абу Джафар Тахави, Мухаммад Кархи вышли против этого мнения, и сказали, что развод пьяного человека по причине запретного вещества, не является действительным. Потому что пьяный человек теряет разум. А о недействительности развода спящего и сумасшедшего человека было принято единогласное решение. Это мнение за основу берет известный ученый Мухаммад Зейд Ибъяни. Доказательствами, которые берут за основу, является следующий хадис:
رُفِع القَلمُ عن ثلاثةٍ: عن النَّائمِ حتَّى يستيقظَ، وعن الصَّبي حتَّى يحتلِمَ، وعن المجنونِ حتَّى يَعقِلَ
«Троим не будут записаны грехи: спящему, пока он не проснется, сумасшедшему, пока он не выздоровеет, ребенку, пока он не станет совершеннолетним» [5]
Решение: Основным решением в нашем мазхабе является то, что развод человека, употребившего запретное вещество, является действительным. Некоторые ученые вышли против этого мнения. Поэтому, если такой случай произойдет, то необходимо немедленно обратиться к уполномоченным специалистам по шариату.
Дарханулы Тамирлан
Ответственный за фетвы специалист по г.Астана
[1] Бурхануд-дин Маргинани, Хидая 490 стр, 3 том
[2] Мухаммад Кадри Баша. Аль-ахкаму шария фи-Ал-ахаулу аш-шахсия, Шарху Мухаммад Зейд Ибъяни 2 том, 517 стр.
[3]Хадис, приведенный имамом ибн Маджа
[4] Мухаммад Кадри Баша. Аль-ахкаму шария фи-Аль-ахаулу аш-шахсия, 514 стр.
[5] Хадис, приведенный имамом Бухари