Можно ли причитать по умершим?

03 июль 2023 1219 0
Режим чтения

Вопрос: В нашей традиции принято причитать над умершим. Но, мы часто слышим, что в шариате это не разрешено. В целом, можно ли причитать по покойнику?


Ответ

Причитание - плач родственников умершего, где вспоминаются его благодеяние, которые он совершал при жизни. Данный обычай относится к сложившемуся испокон веков обычаю казахского народа. Такое оплакивание может продолжаться до трёх дней со дня кончины человека. В течение этих дней родственники встречаются с скорбящей семьей печально напевая «братец мой». Женщины, в свою очередь, сидят в отдельной комнате, упоминая благодеяния скончавшегося человека в стихах песней-плачем. 

Религиозное значение слова “причитание” в универсальном словаре казахского языка толкуется так:

Причитание - это песня, воспеваемая вместе с стихами на кончину уважаемого и авторитетного для своего народа человека, которая наполняет смыслом его добро и благотворительные дела, совершенные им при жизни.

«Причитание умершего - одно из главных условий того периода времени» (С.Талжанов, «Месть Улдай»).

«Если оплакивают любого человека, то причитание встречается реже и посвящается лишь достойным людям» (Х.Досмухамедулы, Произведения).

Этот обычай казахского народа не противоречит исламскому шариату, если соблюдаются этика и условия. В книге Ибн Касира «Аль-Бидая уан-нихая» передается такой риваят от Мусы ибн Укбы: 

По возвращению с битвы при Ухуде вступив на улицы Медины, Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) послышались плачущие причитающие голоса из приближенных домов. Он (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Что это?». (Рядом стоящие) ответили: «Это жены ансаров, которые плачут и причитают по покойным». Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Но никто из них не причитает по Хамзе» и совершил дуа Истигфар за него. Услышав это, Сад ибн Убада, Муаз ибн Джабаль и Абдуллах ибн Раваха пошли к домам поблизости, собрали всех причитающих женщин Медины и сказали: «Клянусь Аллахом! В первую очередь оплачьте дядю Посланника Аллаха, потому что нет в Медине того, кто оплакивал бы его».

В основном, риваят об этом событии приходит в книгах «Сунан ибн Маджа» и «Муснад Ахмад», где Абдуллах ибн Умар сказал:

«Посланник Аллаха, вернувшись с битвы при Ухуде, проходил и услышал, как плачут женщины рода Абдуль-Ашхал, причитая по своим погибшим в битве при Ухуде». Он сказал: «Но никто из них не оплакивает Хамзу». Тогда, жены ансаров пришли (к его дому) и стали плакать, причитая по Хамзе. Потом, проснувшись, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Увы! Разве не прекратили до этого времени? Прикажите им вернуться домой и после этого дня пусть не смеют причитать по погибшим». Алихан торе Сагони в своей книге «Тарихи Мухаммади» повествует о продолжении этой истории так: Проснувшись на следующий день, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) услышал голоса женщин, которые плакали и причитали перед его домом. Таким образом, он спросил: «Что за дела?». Сахабы сказали: «Женщины ансаров исполняют причитания, посвященные Хамзе». Пожелав им добра, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) попросил за них дуа: «Пусть Аллах будет доволен вами и вашими потомками», и сказал: «А теперь, возвращайтесь домой». И запретил плакать и причитать, смотря на погибших. 

Потом, сахабы-ансары сказали: «О, Посланник Аллаха, разрешите нашим женщинам оплакивать умерших, ведь если они будут причитать над умершими, упоминая их благодеяния, то наши души нашли бы хоть немного утешения». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) дал разрешение с следующим условием:

«Во время плача пусть женщины не царапают лицо чтоб не пораниться, не вырывают волосы, не рвут воротники платья, не плачут с криком, произнося неприятные слова».

Очевидно, если не переходить границы данных условий, то нет вреда в причитании по умершим, упоминая их добро. 

В книге «Сунан ибн Маджа» Абу Хурайра передал следующее: Пророк находился на джаназа (заупокойная молитва). Умар, увидев плачущую женщину, сильно накричал на неё. Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«О, Умар, оставь ее. Конечно, глаза наполняются слезами (во время скорби), душу охватывает горе, к тому же это недавняя смерть». 

Подводя итоги вышесказанного, исламские ученые остановились на мнении, что нет вреда в причитании если не выходить за рамки условий шариата, т.е. не царапать лицо, не вырывать волосы, не рвать воротники платья, не говорить слова вероотступничества которые противоречат мусульманской вере, не плакать с криком. Допустим лишь сдержанный плач с упоминанием благих деяний умерших людей (Книга «Хашият» Ибн Абидина, 3/147).

 

Переведено специально для Muslim.kz: Байсынова Жадра

Комментарии Вход