Расторгает ли брак мысленно сказанный талак?
Вопрос: Ассаламуалейкум, слово Талак стало всё чаще посещать мои мысли. Даже когда я смотрю на свою жену или лежу в постели, не дай Бог, я продолжаю об этом думать, хотя я этого не хочу, почему это происходит? Иногда я задаюсь вопросом, не выскочило ли это слово шепотом из моего рта. Возникают сомнения. Пожалуйста, ответьте на это! Нуржан.
Ответ
Уа алейкумуссалям!
Если слово «развод» приходит только на ум, то развода не происходит. В качестве доказательства этого мы предлагаем следующий текст из книги «’Умдатуль-Кари» Бадруддина Айни (да будет доволен им Аллах): «Если кто-то намеревается произнести(совершить) талак только мысленно, но не произносит этого вслух, то среди учёных нет спора в том, что ничто не произойдет в этом случае».
Здесь только в повествовании Хаттаби со слов Зухри и Малика говорится, что развод совершается при наличии намерения. Однако эта точка зрения слишком чужда. Сам Хаттаби сравнивал эту точку зрения с «зихаром» [1] и другими примерами и критиковал ее следующим образом: «Они (ученые) единогласно согласились, что если человек, намеревается совершить зихар, то он не засчитывается, пока не произнесет его вслух. Точно так же человек, произнесший казф [2] про себя, не становится совершившим казф. Если же, стоя на молитве, человека потревожат какие-нибудь мысли, то молитва его не будет прервана и он не обязан снова совершать ее. Ведь Всевышний Аллах запретил разговаривать во время молитвы. Если бы все, что пришло на ум человека, было равномерно произнесению этой мысли вслух, тогда его молитва обязательно была бы нарушена».
Теперь поговорим об учёных, которые говорили, что нет развода от мысленного произнесения «талак» или того, что приходит на ум, это: Ата ибн Абу Рабах, Ибн Сирин, Хасан, Сагид ибн Джубайр, Шагби, Джабир ибн Зайд, Катада, Саври, Абу Ханифа и его студенты, Шафиги. , Ахмад, Исхак»...[3]
И если вы иногда задаетесь вопросом, не было ли это произнесено шепотом, то для развода необходимо произнести слово «талак» четко и осознанно. Потому что существует принцип, основанный на фикхе, что «сомнение не может уничтожить реальную вещь». Поэтому ваши сомнения о том, что это могло произойти шепотом не берутся за основу. Однако следует быть осторожными с мыслями и словами об этом!
А Аллах знает лучше!
[1] Тип развода. В эпоху джахилии арабы разводились со своими женами, потому что считали, что они похожи на своих матерей и сестер, и не могли сблизиться
[2] Опозорить благочестивую женщину, притворившись, что она сделала то, чего она не делала
[3]’Умдатул-Кари 20/256