Почему Аллах испытывает своих рабов?
Вопрос: Я сейчас нахожусь на пути приближения к вере, но есть один вопрос, который меня беспокоит. Аллах – самый Могущественный, Всевидящий, Всеслышащий. Так почему же он, обладая всеми знаниями, испытывает своих созданий?
Ответ
Мы можем рассмотреть этот вопрос с нескольких сторон. Прежде всего, вопросы «когда, где, как и почему» не задаются, когда речь идёт о Всевышнем Аллахе. Пожалуй, такие вопросы задаются только человеку. Потому что, вопросом «когда?» об Аллахе, мы привязываем его к времени, вопросом «где?» – к месту, вопросом «как?» – к определенному виду. Аллах пречист от таких привязок. И результат вопроса «почему/зачем?» может возникать по причине непризнания Аллаха Богом. Все происходит лишь по воле Аллаха - если Он пожелал что-то, то это произойдет, а то, чего Он не пожелал – не произойдет. Воля Аллаха – умерщвлять и оживлять живые существа, делать их счастливыми или несчастными, богатыми или бедными. Мы не можем спрашивать Его о том, зачем Он это сделал. Но по своей милости Аллах награждает тех, кто повинуется Ему, по своей справедливости наказывает тех, кто Его ослушается. Поэтому Аллаха не спрашивают о Его делах, наоборот, мы, люди, будем спрошены о каждом нашем деле. Аллах сказал в Кyр`ане:
«Он не будет спрошен за то, что Он совершает, а они будут спрошены» [1].
Во-вторых, важно правильно принимать испытания от Аллаха. Постановления и законы Аллаха и Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) основаны на мудрости непоколебимой истины. Мусульманин, который верит в своих пророков (да благословит их всех Аллах и приветствует) и имеет веру, должен правильно принять эту мудрость, понимает он её или нет. Потому что все это – испытание, посланное Всевышним Аллахом Своим любимым слугам для того, чтобы направить к истине.
В-третьих, испытание может быть направлено в виде возмещения за грехи человека. Аллах судья. И Он же посылающий испытания. Кроме того, одной из прекрасных характеристик Всемогущего Аллаха является Прощение. Он одновременно и Прощающий, и Создатель. Милость Аллаха такова, что Он смывает их ошибки и грехи, посылая верующим различные испытания. Наш Пророк да благословит его Аллах и приветствует):
ما يصيب المسلم من هم، ولا حزن، ولا وصب، ولا نصب، ولا أذى حتى الشوكة يشاكها إلا كفر الله بها من خطاياه
«Если мусульманина постигнет какое-либо горе, страдание, болезнь, трудность или вред, даже шип, то Аллах таким образом очищает его от грехов» [2]
В-четвертых, испытания могут способствовать повышению статуса верующего человека. Если изучить данный вопрос более внимательно, то становится ясно, что испытания, выпавшие на долю человека, подобны испытаниям, выпавшим на долю пророков. В этом случае хорошо видны положительные стороны испытаний, такие как повышение статуса и увеличения добродетели. Если человек терпеливо отнесется к сложностям посланного ему испытания, то он будет знать, что это испытание Творца, и преодолев испытание путем следования примеру посланников Аллаха, он сможет повысить свой статус в обоих мирах. Разве ситуации из жизни пророков не являются доказательством наших слов? Пророк да благословит его Аллах и приветствует) говорит в своем благословенном хадисе:
أشد الناس بلاء الأنبياء، ثم الأمثل فالأمثل... فما يبرح البلاء بالعبد حتى يتركه يمشي على الأرض وما عليه خطيئة
«Из всех людей именно на долю Пророков выпадают самые суровые испытания, далее каждый человек будет испытываться по степени своей приверженности к вере… Люди будут подвергаться испытаниям до тех пор, пока не будут ходить по земле без греха» [3]
Ученые говорят: «Пророки подвергаются испытанию не для того, чтобы очиститься от своих грехов или быть наказанными, а для того, чтобы их награда их терпение были увеличены».
В-пятых, испытания направлены на то, чтобы отделить мусульман от лицемеров.
Всевышний Аллах говорит:
أَحَسِبَ النَّاسُ أَنْ يُتْرَكُوا أَنْ يَقُولُوا آمَنَّا وَهُمْ لا يُفْتَنُونَ * وَلَقَدْ فَتَنَّا الَّذِينَ مِنْ قَبْلِهِمْ فَلَيَعْلَمَنَّ اللَّهُ الَّذِينَ صَدَقُوا وَلَيَعْلَمَنَّ الْكَاذِبِينَ
«Неужели люди считают, что они будут оставлены и не будут испытаны, как только скажут: «Мы уверовали»? Мы уже подвергли испытанию тех, кто был до них. Аллах непременно выявит тех, которые были правдивы, и выявит лжецов» [4].
Конечно, Аллах испытывает искренних верующих, чтобы отделить их от других, показать, кто терпелив, а кто нетерпелив. Если быть точным, лицемеры не терпят суровых испытаний, данных Творцом, забывая, что в это есть благо, и отвергая слово «Мы уверовали», тогда как истинные мусульмане верят в своего любящего Создателя и проявляют терпение.
В-шестых, испытания верующего могут быть наказанием за некоторые его грехи. Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует):
إن الرجل ليحرم الرزق بالذنب يصيب...
«Очевидно, что человек лишается удела из-за своих грехов...» [5].
В-седьмых, чтобы добиться награды терпеливых и благодарных душ, верующий должен терпеливо относиться к выпавшим на его долю трудностям и испытаниям. Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
عجباً لأمر المؤمن إن أمره كله خير، وليس ذلك لأحد إلا للمؤمن: إن أصابته سراء شكر فكان خيراً له، وإن أصابته ضراء صبر فكان خيراً له
«Как удивительно положение верующего! Поистине, все в положении его является для него благом, и никому не дано этого, кроме верующего. Если что-нибудь радует его, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом. Если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом» [6].
Из этого хадиса мы понимаем, что кроткий человек, наделенный радостью и благословениями, должен быть благодарен своему Господу, чтобы получить хорошее. Потому что Аллах любит тех, кто благодарен, и увеличит им Свои благословения.
Всевышний Аллах сказал:
لَئِنْ شَكَرْتُمْ لَأَزِيدَنَّكُمْ
«Если вы будете благодарны, Я непременно умножу вам» [7].
Точно так же мы понимаем, что верующий, охваченный горем, испытывается, чтобы получить награду за своё терпение. Всевышний Аллах говорит в Кyр`ане:
«Непременно Мы испытаем вас страхом, голодом, убытком имущества, людей и плодов. (О Мухаммад!) и обрадуй же терпеливых,которые, когда их настигнет бедствие, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернемся»» [8].
Об этом говорится в хадисе нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
إذا مات ولد العبد، قال الله لملائكته: قبضتم ولد عبدي؟ فيقولون: نعم. فيقول: ماذا قال عبدي؟ فيقولون: حمدك واسترجع، فيقول الله تعالى: ابنوا لعبدي بيتاً في الجنة، وسموه بيت الحمد
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Если дитя человека умрет, Аллах (зная заранее ответ) спрашивает у своих ангелов: «Вы забрали жизнь ребёнка моего слуги?» Они отвечают: «Да». Он говорит: «Что сказал мой слуга?», ангелы отвечают: «Он прославил тебя и сказал: «Воистину, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернемся». Тогда Всевышний Аллах приказывает: «Постройте дом Моему рабу в Раю и назовите его домом хвалы» [9].
В этом мудрость испытания. Поскольку это ложный мир, нет никого, кто избежал бы испытания. В такой ситуации мы должны делать то, что нам поручено. Это:
1. Верить в то, что всё это от Аллаха, и доверять это одному Аллаху.
2. Оставаться в рамках шариата, не идя против веления Аллаха, не поддаваясь гневу, не оскорбляя время.
3. Предпринимать полезные действия со своей стороны, чтобы преодолеть испытания (например, поиск лекарства от болезни).
4. Попросите у Аллаха прощения и покайтесь в содеянных грехах. Посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Кому Аллах желает добра, того Он испытывает».
Пусть Аллах сделает нас терпеливыми и благодарными слугами! Пусть дарует блага и облегчения своих испытаний!
Отдел Шариата и фетв ДУМК
[1] Сура «Анбия» 23-ий аят
[2] Риваят Муслима
[3] Риваят Бухари
[4] Сура «Анкабут», 2-3 аяты
[5] Ахмад, Насаии, Ибн Маджа, Ибн Хиббан, Хаким
[6] Риваят Муслима
[7] Сура «Ибрахим», 7-ой аят
[8] Сура «Бакара», 155-157 аяты
[9] Тирмизи, хадис хасан