Можно ли медитировать?
Вопрос: Как Ислам относится к медитации?
Ответ
Медитация (meditatio) в переводе с латыни означает «глубокое, долгое размышление», «погружение». Когда мы думаем о медитации, первое, что приходит на ум — это монахи, сидящие в позе лотоса. Однако, если судить по его языковому значению независимо от внешнего проявления медитации, размышление в целом и зикр присутствуют и в религии Ислам.
В Священном Кyр`ане сказано:
«Воистину, в сотворении небес и земли, а также в смене ночи и дня заключены знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха стоя, сидя и на боку и размышляют о сотворении небес и земли: «Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну. Пречист Ты! Защити же нас от мучений в Огне» (Сура «Аль-Имран», 190-191 аяты).
В следующем аяте сказано: «Такие притчи Мы приводим людям для того, чтобы они поразмыслили!». Данные аяты призывают поразмышлять о Величии Всевышнего Аллаха через глубокое осмысление слов Священного Кyр`ана.
Однако форма медитации, которая в настоящее время является основой индуизма и буддизма, противоречит исламу. Потому что в медитации проявляется форма поклонения индуизму и буддизму и предание сотоварища Всевышнему Аллаху. Поэтому такая медитация строго запрещена шариатом. Здесь также присутствует подражание другому сообществу. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Тот, кто уподобляется какому-либо народу, тот из них!».
В религии Ислам нельзя подражать другим религиям.
Большинство людей обращаются к медитации с целью избавиться от стресса, уменьшить тревожность, систематизировать работу мозга и вселить уверенность в себе. Религия Ислам предлагает следующие действия для достижения таких целей, а также довольства Всевышнего.
1. Размышление, созерцания («тафаккур») – это размышление о величии, силе и милосердии Творца
Очень важно думать о величии Всевышнего Аллаха. Потому что в настоящее время наша повседневная жизнь заставляет нас заниматься мирскими делами. В душе каждого человека есть пустота. Необходимо заполнить эту пустоту размышлениями о величии Всевышнего Аллаха. Созерцание величия Аллаха оберегает от праздности, бренности этого мира. Поэтому после каждой обязательной молитвы нам следует хотя бы пять минут спокойно посидеть и подумать о величии Всевышнего и о тех благах, которые Он нам дарует.
2. Благодарность
Благодарение Аллаха не только учит удовлетворенности и благодарности, но и приближает нас к Всемогущему Творцу. Каждый из нас в какой-то мере проявляет благодарность. Иногда мы проявляем благодарность только тогда, когда видим такие вещи, как инвалидность и бедность некоторых людей. Однако мы всегда должны благодарить Всевышнего. Омар бин Абдель Азиз (да будет доволен им Аллах) сказал: «Созерцание благ Божьих – лучшая форма поклонения».
3. Изоляция
Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) перед получением откровения ходил в пещеру Хира и размышлял о событиях, происходящих в его общине. После прихода Пророчества, в конце каждого месяца Рамазан, он входил в состояние иктикафа в течение десяти дней. И он приглашал своих сахабов совершить иктикаф. В таком состоянии необходимо сидеть в молчании. Потому что через тишину можно услышать свое сердце. Суфиян Саури сказал: «Сидеть в молчании – это первый акт поклонения».
4. Зикр
Зикр – это повторение прославления и хвалы Всевышнего. Мы часто произносим зикр быстро, не задумываясь. Совершение зикра посредством глубокого размышления очищает сердце от плохих мыслей.
5. Чтение Кyр`ана
Необходимо читать Кyр`ан в любое время. Например, если вы попали в беду, совершите омовение и прочтите Кyр`ан. Читая Кyр`ан, человек становится духовно богатым и очищает себя от плохого поведения и мыслей.
В заключении, каждому мусульманину следует придерживаться вышеупомянутых действий, разрешенных нашим шариатом, чтобы достичь духовного возвышения, душевного спокойствия и довольства Всевышнего. И не допускается подражание формам богослужения других религий, противоречащих нашей религии.
Медет Құрмашұлы
Журнал «Иман», №10, 2023 год