Дозволено ли совершать намаз в режиме онлайн?

23 апрель 2020 563 0
Режим чтения

Вопрос: Всем известно, что пятничные и пятикратные коллективные молитвы во многих странах были приостановлены из-за распространения коронавируса. Пятничный намаз был приостановлен и в нашей стране. Вместо него все совершают полуденный намаз у себя дома. Однако онлайн-трансляция пятничной молитвы в центральной мечети Москвы вызвала споры. У джамаата возникли вопросы: «Почему мы не молимся по пятницам, как они?», «Какие на сегодня существуют препятствия для намаза в режиме онлайн?» и выразили свои мнения по этому поводу.


Ответ

На самом деле, подавляющее большинство мусульманских ученых во всем мире не одобряют онлайн-молитву. Более того, считают данную фетву не верной. Это связано с тем, что, согласно шариату, никто не имеет права изменять явное повеление Аллаха, решение Его Посланника по тому или иному вопросу, или единодушное решение большинства ученых того времени.

Вот следующие аргументы по этому поводу:

Всемогущий Аллах говорит в Коране: «Не подобает верующему или верующей делать выбор в решении какого-либо вопроса, когда этот вопрос решён Аллахом и Его посланником. Тот, кто ослушается Аллаха и Его посланника, сбился с прямого пути и оказался в явном заблуждении» (сура «аль-Ахзаб», 36-аят).

От Муаза сообщается, что когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) хотел отправить его в Йемен, то сказал:

– Как ты будешь судить, если тебе представят дело?

– Я буду судить по книге Аллаха, - сказал Муаз.

Затем Посланник спросил:

– А если ты не найдешь ответа в книге Аллаха?

– Тогда по сунне посланника Аллаха.

– А если ты не найдешь ответа не в книге Аллаха и не в сунне?

– Тогда я проявлю усердие и постараюсь судить по своему мнению.

Тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) похлопал его по груди и сказал: «Хвала Аллаху, который направил посла Посланника Аллаха (Муаза) к тому, чем доволен посланник Аллаха».

Если хукм шариата основывается на Коране или сунне, нет необходимости искать другое решение. Это пустая трата времени. Кроме того, хукм шариата, основанный на суждениях, является предположением. А хукм, имеющий явные доказательства, является достоверным. А достоверное всегда превосходит предположительное.

Это подтверждено правилом фикха «о недозволенности иджтихада (с использованием кыяса), при наличии явных шариатских доказательств (аяты Корана, достоверный хадис, иджма)».

По сути, иджтихад делится на два типа:

Первый - это иджтихад понимания смысла аята или хадиса и применения их хукмов в жизни. Например, муджтахиды объяснили значение слова «куру'» 228-аята суры «аль-Бакара».

Второе - это правило кыяс или иджтихад с размышлением. Этот иджтихад применяется, когда решение по вопросу не найдено в Книге Аллаха, Сунне или иджме.

Например, иджтихад не допускается в следующих вопросах:

1. Выносить фетву, что лучше давать взятку, при финансовых проблемах или в целях быстрого достижения цели. Абдулла ибн Амр (да будет доволен им Аллах) сказал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) проклял дающего взятку и берущего взятку (Абу Дауд, Тирмизи). В то же время, в этом случае, нет веской причины давать взятку.

2. Разрешать оформление кредита в одном из традиционных банков или процентного депозита. Однако в Коране говорится о недозволенности ростовщичества: «Аллах разрешил торговлю и запретил ростовщичество» (сура «аль-Бакара», 275-аят): «О вы, которые уверовали, бойтесь Аллаха и почувствуйте в своих сердцах почтение к Нему, и перестаньте требовать от людей то, что остаётся вам из роста, если вы истинно верующие» (сура «аль-Бакара», 278-аят).

3. Выносить фетву, что наследство должно быть разделено поровну между сыновьями и дочерьми. С одной стороны, такой вывод представляется разумным и справедливым. Однако, в Коране ясно сказано, что Всевышний Аллах говорит о наследовании своих детей: «доля одного сына равна доле двух дочерей (в наследстве его родителей)» (сура «Ниса», 11-аят).

4. Разрешение онлайн джума намаза также схоже с вышесказанными хукмами. Абдулла ибн Аббас сказал, что лучше совершить полуденный намаз вместо джума намаза в своих собственных домах, а не в мечети, из-за плохой погоды, которая может навредить людям. Он видел это от Посланника Аллаха (Бухари, Муслим).

Ученые также единодушно согласились с тем, что вместо пятничной молитвы следует совершать полуденную молитву, и по сей день никто из суннитских ученых не возражает против этого. Поэтому проведение пятничных и пятикратных молитв в режиме онлайн - это изменение хукма. Кроме того, джамаат считается в том случае, если люди молятся в одном месте. А пятничные молитвы, которые не совершаются джамаатом и не проводятся в мечетях, не считаются действительными в шариате.

Пусть Всевышний Аллах защитит нашу страну от различных бедствий и даст возможность снова совершать молитвы в мечетях! Амин!

 

Хасан АМАНКУЛ, заместитель руководителя Отдела шариата и фетвы

Комментарии Вход