Обязательно ли выплачивать закят с золота и серебра?
Вопрос: Обязательно ли выплачивать закят с золота и серебра?
Ответ
По ханафитскому мазхабу закят выплачивается с самородка золота и серебра, золотых и серебряных украшений и посуды (Джаухаратун найира, 2/198).
Имам аш-Шафи'и сказал: «Разрешается носить любое украшение, и закят с него не дается» (Мугни аль-Мухтадж, 1/390).
Ханафитский мазхаб основывается на следующем хадисе в этом постановлении:
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) увидел двух женщин (Асма бинт Язид и ее дочь) в золотых браслетах. Они совершали тауаф.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил их: «Будете ли вы выдавать закят с этих украшений?».
Они ответили: «Нет».
Тогда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: «Хотели бы вы, чтобы Аллах надел на ваши руки два браслета из огня Ада?»
Они ответили: «Нет».
На что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тогда дайте с них закят» (Тирмизи, Абу Давуд, Насаи).
Это означает, что женщины добавляют свои золотые и серебряные украшения к остальному имуществу и высчитывают закят. Другими словами, в качестве закята обязательно выплачивать 2,5% от общей суммы золотых и серебряных украшений, бумажных денег, предметов торговли и избыточного богатства.
Закят не дается на ювелирные изделия, такие как сапфиры, кораллы и бриллианты. Однако в случае их продажи, также будет обязательным выплачивать с них закят (Фатава-и Хиндия, 1/241).
Хасан АМАНКУЛ, заместитель руководителя Отдела шариата и фетвы ДУМК
По материалам: https://www.muftyat.kz/