О каком дыме говориться в суре Духан?
Вопрос: В суре Духан говорится о людях отвергших пророка и наказанных дымом. Первое толкование что это событие Судного дня, но на Судном дне нельзя вернуться, а в суре говорится о возвращении к неверию.
Второе толкование что говорится о событиях в Мекке, когда мекканцы отвергшие пророка были наказаны голодом, но там не было дыма, дым не мучил мекканцев.
Третье толкование что это событие в Последние времена, и хадисы подтверждают это. Но в последние времена не будет людей отвергших пророка Мухаммада, саля Ллаху алейхи ва саллям, и назвавших его подученным и одержимым. Эти люди жили во времена пророка Мухаммада, саля Ллаху алейхи ва саллям, и давно умерли.
Так как все это понимать?
Может аяты суры Духан говорят о новом посланнике, который придёт в Последние времена, будет призывать человечество к Корану (новой книги не будет), его отвергнут, назовут полученным и одержимым, за это получат наказание дымом? Это он махди?
А что касается коранического «хатам ан-набийин» то это означает не последнего пророка, а подтверждение пророком прежних писаний (другой вариант толкования).
Ответ
Дело в том, что второе толкование наиболе распространено. Среди таких толкователей как ибн Касир, Табари, Куртуби и др.
В этой верисии говорится, что после притеснения мекканцев, Пророк ﷺ сделал дуа, чтобы на них обрушился голод, подобный голоду времен пророка Юсуфа (мир ему). После чего мекканцев постиг голод, что они были вынуждены есть траву и мертвичину. От сильного голода у них начались галлюцинации, и, когда они смотрели в небо, то видели нечто подобное дыму.
От сильных мучений мекканцы пришли к Мухаммаду ﷺ и сказали ему "мы с одного рода, разве твой Господь не учит быть в хороших отношениях с родственниками, попроси для нас дождя". Тогда сердце Пророка ﷺ смягчилось и он попросил дождя. К сожалению, и после этого мекканцы не получили урока, и не сделали выводов, вновь вернувшись к прежней жизни.
Именно про это говорится в 15-ом аяте суры Духан:
"Мы [продолжает Господь миров] немного ослабим [ваши] муки [в результате молитв и прошений Пророка послав дождь], но, поистине, вы возвратитесь [к прежнему образу жизни, где царит распутство и неверие, где нет места ни вере, ни праведности, ни благочестию, а только бесконечная погоня за удовлетворением все новых уровней желаний и страстей"].
Так как это версия имама всех муфассиров ибн Мас`уда (р.а.), который говорил, что дым (т.е. Духан) уже был, то есть его не стоит ждать, надо придерживаться этого. Но Аллах знает лучше!
Что касается окончания пророческой цепочки на Мухаммаде ﷺ, то это безоговорочное положение акыды ахли-сунна уаль джама`а. Он ﷺ печать пророков и после него нет и не может быть пророков. Все, кто будет претендовать на пророчества являются лжецами. Имам Махди не будет претендовать на пророчество, он лишь продолжатель пути Пророка Мухаммада ﷺ.
Максатбек Каиргалиев - Главный редактор русской версии сайта Muslim.kz, устаз Республиканской мечети "Хазрет Султан"