В какое время совершается жертвоприношение?
Вопрос: В какое время совершается жертвоприношение?
Ответ
Обряд жертвоприношения имеет свое определенное время. Нельзя приносить жертву раньше или позже этого времени. Жертва, принесенная раньше времени, подобна жертве, которую забили для себя, и не считается жертвоприношением. А если животное забито по истечении времени, то следует обязательно раздать все мясо в качестве садака, не оставляя себе [1].
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«В этот день (праздничный) сначала нам нужно совершить намаз, затем, вернувшись, произвести обряд жертвоприношения. Кто поступит таким образом, тот поступит в соответствии с нашей сунной. Кто зарежет скот раньше, он всего лишь обеспечит свою семью мясом. О том, что это жертвоприношение, не может быть и речи» [2].
1) Человеку, живущему в городской местности, лучше отправить свое жертвенное животное в деревню, где не совершается Айт намаз, и лучше совершить жертвоприношение в этой деревне после восхода солнца. Это связано с тем, что учитывается место жертвоприношения, а не место жительства владельца жертвенного животного.
2) Если Айт намаз не проводится из-за сильного холода, паводковой воды, сильного снегопада или из-за других веских причин, то жертвенное животное забивают примерно после окончания Айт намаза, то есть через час после восхода солнца.
3) Если же люди посчитали определенный день днем Айта, совершили Айт намаз и принесли жертву, а затем выяснилось, что это был день Арафа, то намаз и жертвоприношение будут действительны [3]. А жертва, принесенная перед Курбан айтом, при этом зная, что Курбан айт еще не наступил, будет считаться как садака. Это отражается в казахской традиции шектык.
4) Жертвоприношение может быть совершено днем и ночью. Тем не менее, совершать ночью - макрух. Также желательно приносить жертву в первый день Курбан айта.
[1]«Аль-Муфассал филь-фикх аль-Ханафи», 216.
[2] Передали Бухари, Муслим, Абу Дауд, Тирмизи
[3]«Раддул-мухтар», 6/319.
[4]«Фатху бабиль-иная», 3/76.
[5] «Китабул ихтияр», 4/260.
Хасан АМАНКУЛ, Заместитель руководителя Отдела шариата и фетвы
Отдел Шариата и фетвы Духовного управления мусульман Казахстана