9 особенностей пути сподвижников Пророка ﷺ

27 май 2019 1790 0
Режим чтения

Из серии «Следование пути "праведных предшественников"»:

Часть 1. Кто такие «праведные предшественники», которым мы должны следовать?

Часть 2. В чем превосходство ранних поколений уммы над более поздними?  

 

Первая особенность

Единство источников Кyр`ана и сунны. Путь сподвижников характеризуется единством основ веры, поклонения, практических законов, нравственных ценностей и расхождением лишь в деталях и второстепенных вопросах.

Сподвижники и табиин были единодушны в понимании основ веры и законов, разъясненных в Кyр`ане и сунне. Расхождения затрагивали только детали, например, видел ли посланник Аллаха (мир ему и благословение) Всевышнего Аллаха во время вознесения на небо. Еще один пример – расхождение мнений относительно молитвы в походе на племя бану Курайза. Тогда посланник Аллаха подтвердил правильность двух способов толкования его слов. Абу Саид аль-Худри рассказывает, что однажды два сподвижника совершили молитву, предварительно очистившись песком за неимением воды. Затем они нашли воду, и первый сказал, что молитва, которую они совершили с таяммум переделывать не нужно, второй из них совершил омовение водой и повторил совершение молитвы. Когда они спросили об этом посланника Аллаха (мир ему и благословение), он одобрил действия обоих. Первому он сказал: «Ты сделал в соответствии с сунной», второму же он сказал: «Ты получил две награды» (Абу Дауд, 338. Табарани. «Муаджамуль аусат», 8/48. Даракутни, 1/434. Байхаки, 1137).  

 

Вторая особенность

Примеров расхождений достаточно, и мы не находим, чтобы посланник Аллаха (мир ему и благословение) или его сподвижники считали ошибку в иджтихаде грехом, заблуждением или вероотступничеством. Они сохраняли любовь между собой, справедливое отношение, несмотря на расхождения или даже ошибки.

Али и Муавия разошлись во мнении, и даже две армии вступили в противостояние, но никто из них не обвинил другого в неверии, лицемерии или грехе. Они оправдывали друг друга тем, что это ошибка иджтихада. И если сподвижник расходился во мнении с остальными мусульманами во главе с халифом, они шли на компромисс и не отделялись от всех.

Абдурахман ибн Язид рассказал, что халиф Осман во время хаджа, находясь в долине Мина для кидания камней, совершил молитву в четыре ракаата. Когда об этом сообщили Ибн Масуду, он сказал «Воистину мы от Аллаха и воистину к Нему наше возвращение», затем он сказал: «Я в Мине читал молитву в два ракаата – сокращая – вместе с посланником Аллаха, мир ему, затем также с Абу Бакром, затем также с Омаром». Ибн Масуд считал, что лучше читать молитву сокращенно. Когда же Ибн Масуд был в Мине, он совершил молитву в четыре ракаата, и его спросили: «Ты же был недоволен тем, что сделал Осман, а сам читаешь четыре ракаата?» На это ответил: «Разделение – зло» (Абу Дауд, 1960. Табарани, от Ибн Масуда в «Муснад Омар», 357. Хайсами, от Абу Зарра. 5/219. Также в других сборниках). По версии Байхаки: «Я ненавижу разделение». Это лишь один из примеров мудрости и чистосердечия сподвижников (да будет доволен ими Аллах).  

 

Третья особенность

Вера сподвижников (иман) была ясной, чистой и простой, в ней не было запутанных философских формулировок, сложных терминов, чрезмерно детальных классификаций  или излишних теоретических дискуссий о тонкостях доктрин. Вера сподвижников отличалась искренностью и твердостью, соответствием духу Кyр`ана и пророческих наставлений.

Позже книги, написанные мусульманскими учеными, уже содержали рассуждения и дискуссии философского характера, которые не относятся к основам веры. В этих книгах содержались ответы и опровержения слов различных религиозных групп и сект, использовались новые термины и классификации. Ученые, возможно, были вынуждены заниматься опровержением идей сект и группировок, возникших под влиянием традиций и взглядов других религий или чуждых философий, но это не должно было распространяться дальше узкого круга ученых. Что касается терминов, классификаций и подразделений доктрин акъыды, то это был ответ на вызов определенных обстоятельств, времени и круга людей, и не является обязательным на все времена и для всех мусульман.

Возвращение к вере «саляфус-салих» – это оживление сердца искренностью по отношению к Аллаху, покоем и уверенностью в покровительстве Аллаха, твердостью убеждений, упованием на Аллаха, смиренностью перед Аллахом, любвью к Аллаху и страхом перед Ним. Возвращение к вере «саляфус-салих» – это путь возрождения сладости веры в сердце, ощущения запаха Рая и жара Огня. Именно в этом заключается коранический дух имана.     

 

Четвертая особенность

Сподвижники оставляли бесполезные дела, разговоры и споры. Они не тратили времени и сил на лишние и ненужные вопросы. От многих сподвижников передается запрет тратить время на разговоры и споры о том, в чем нет блага и пользы в двух мирах. Имам Малик сказал, что сподвижники считали запрещенным говорить о том, что невозможно использовать на практике.  

 

Пятая особенность

Сподвижники акцентировали свое внимание на актуальных вопросах и тех проблемах, которые носили срочный характер. Они четко расставляли приоритеты в делах мусульманской уммы. Это важная особенность пути сподвижников.

Поэтому следование пути «саляфус-салих» значит не поднимать вопросы или проблемы, которые интересовали их или были актуальны в их время, а следовать их методу, который заключается в определении наиболее актуальных и срочных вопросов и решении этих вопросов наилучшим образом по мере приоритетности в шариате.    

 

Шестая особенность

Сподвижники были справедливы и объективны с оппонентом, противником и даже с врагом. Передает Аль-Мустаурад аль-Кураши:

«Я слышал, как Пророк (мир ему и благословение) сказал «Когда придет конец света, ромеев (римлян) будет больше всех». Присутствовавший Амр ибн Асс сказал: “Неужто будет то, что ты говоришь?” Я ответил: “Я говорю то, что слышал от Посланника Аллаха”. Тогда Амр сказал: “Если ты так говоришь, тогда знай, что у них есть четыре качества. Первое, они терпеливей и рассудительней всех во время смут. Второе, они быстрее других приходят в себя после беды. Третье, они быстрее других восстанавливают ряды после отступления (побега). Четвертое, они более сострадательны к бедному, сироте, слабому, чем другие. И они лучше других защищаются от царского гнета”» (Муслим, глава «Смуты и знамения конца света». 2898, 5158).

Этот хадис показывает, как великий сподвижник Пророка (мир ему и благословение) говорил о положительных качествах этого народа, который исповедовал христианство, т. е. по сути был неверующим. Ромеи были государствообразующим этносом римской империи, с которой у мусульман изначально были очень холодные отношения и даже войны. Но это не помешало Амру быть объективным и справедливым в суждении о них, и он не просто не клеветал на ромеев, как это обычно делают враги, но перечислил их положительные качества, с которых можно брать пример. Ведь Аллах предупреждает мусульман и говорит им:

«А вы были свидетелями для людей» (Кyр`ан, 22:78).

Имам Бухари приводил хадисы от некоторых хариджитов, зная их богобоязненность и страх перед ложью на посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Когда же Али ибн Абу Талиба спросили о хариджитах: «Они неверные?», он ответил: «Нет, от неверия они бежали. Но они наши братья, которые несправедливо пошли против нас». Хариджиты были известны тем, что очень много поминали Аллаха и поклонялись Ему, но лицемеры отличаются другим:

«Когда они встают на намаз, то встают неохотно, показывая себя перед людьми и поминая Аллаха лишь немного» (Кyр`ан, 4:142).

Вспомним имама аз-Замахшари, который был муатазилитом, гордился этим и даже довольно грубо критиковал ученых ахлю-сунна, но его тафсир является авторитетным научным трудом, которым ученые ахлю-сунна пользуются много веков. Также к его книге обращались имамы Байдави, Шаукани, Ибн Ашур, а Ибн Хаджр проверил хадисы его тафсира. Это некоторые примеры справедливости и объективности к противнику как одной из особенностей пути праведных предшественников.  

 

Седьмая особенность

Праведные предшественники уважали друг друга, своих учителей, своих предшественников, но без крайностей и культа личности. Они знали, что безгрешен лишь посланник Аллаха (мир ему и благословение), которого охраняет от греха Всевышний Аллах, и только посланник Аллаха не ошибается в религии. Поэтому мнение отдельного сподвижника, ученого, само по себе не является доказательством в религии.

Мы уважаем всех сподвижников, табиин и имамов ислама, но не видим в них святости и безгрешности. Мнение муджтахида лишь оправдание мукаллиду в спорных вопросах, которые требуют больших знаний и специализации.  

 

Восьмая особенность

Праведные предшественники отличались тем, что соединили «путь внутренний» и «путь внешний», совершенствуя дела сердца и дела тела.

Когда Хатима аль-Асама спросили, как он совершает молитву, он ответил:

«Делая омовение в соответствии со всеми обязательными и желательными правилами. Затем становлюсь ровно, представляю перед собой Каабу, рай справа от меня и адский огонь слева от меня, мост передо мной, смерть над моей головой. Представляю, что Аллах смотрит на меня. Смиренно начинаю молитву, возвеличивая Аллаха, читаю правильно и  размеренно, размышляя над аятами, которые читаю. Совершая поясной поклон со смиренностью и страхом, падаю ниц униженно, сижу, читая молитву с надеждой, завершаю молитву приветствием, как пришло в сунне. Всю молитву стараюсь быть искренним и боюсь, будет ли принята моя молитва или нет» (Абу Хамид аль-Газали, «Аль-Ихья»).

Это прекрасный пример объединения внутренней и внешней стороны ислама.

Итак, верующий заботится о внутренней стороне веры и внешней стороне действий. Но если ошибки в действиях легко исправить и могут быть прощены, пороки души трудно исправимы и практически непростительны.

Ибн Масуд и Ибн Аббас передают, что посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

«Не войдет в рай тот, в чьем сердце хотя бы частичка гордыни» (Муслим, 91. Ибн Хиббан, 224, 5680. Хайсами, 1/103. Ибн Хузейма. «Таухид», 2/77).  

 

Девятая особенность

Сподвижники и ученые первых веков отличались твердостью в целях и гибкостью в средствах их достижения. Наилучшим примером этого качества был сам посланник Аллаха (мир ему и благословение).

Они следовали целям шариата, но обновляли средства и способы достижения этих целей. Посланник Аллаха использовал опыт персов, когда вырыл оборонительный ров, а Омар для развития административного управления государством ввел систему «диванов». И если первый азан Биляль читал с крыши дома, то позже мусульмане начали использовать для этого минареты, а затем даже громкоговорители. Поэтому недопустимо препятствовать прогрессу в средствах, способствующих достижению целей, утвержденных нашей религией.

 

Справка: 

Сейран Арифов - Заместитель председателя крымского филиала ВАОО «Альраид». Председатель ревизионной комиссии ВАОО «Альраид». Родился в 1979 году в Новороссийске. В Крыму с 1987. После окончания средней школы окончил Медресе в Симферополе. С 1998 по 2002 проходил обучение в Ливанском университете Джанан по специальности исламские науки. С 2002 работает в Ассоциации Общественных Организаций «Альраид». Имам мечети культурного центра «Альраид», преподает в школе Хафизов при духовном управлении мусульман Крыма. Автор статей для газеты «Арраид» и монографий на различную исламскую тематику.

 

По материалам: http://islam.plus/

Комментарии Вход