Как поступить с найденной вещью?
Вопрос: Можно ли пользоваться найденной вещью, если не знаешь кто ее владелец? Или вместо неё достаточно дать садака?
Ответ
Луката - слово, используемое по отношению к найденному предмету, который имеет ценность и его владелец неизвестен. Человеку дозволено (мубах) взять найденную им потерявшуюся вещь с намерение вернуть ее владельцу. Нашедший должен обязательно объявить о своей находке. Если найдется владелец, он получит вознаграждение за возвращение имущества. Но, класть себе в карман со словами «это ризк, низошедший на меня с небес» - харам. Также, если человек убежден в том, что он не сможет уберечь данное ему на хранение (аманат) и отдать должное в разглашении о потери, то ему лучше не трогать эту вещь. Если он, зная об ответственности аманата, уверен, что вернёт владельцу его имущество, то брать не грех.
Если придёт мысль, что владелец потерянной вещи ходит где-то поблизости, а вещь находится рядом с людьми, которые не злоупотребят доверенным им имуществом, в этом случае лучше не прикасаться к ней. В книге Фатху аль-Кадир написано:
«Потому что, даже если владелец не знает куда точно упала вещь, он будет искать то место, где потерял ее. Если из увидевших никто не возьмёт, он вполне вероятно найдёт ее. Поэтому, лучше не брать. Но, если вы боитесь того, что она будет кем-то украдена, поломана или затоптана и зарыта в землю, забрать эту вещь будет уаджиб (обязательное действие). Потому что беречь скот от повреждений, вымирания и ненужного расходования является обязанностью» [1].
В руках нашедшего найденный объект превращается в аманат. Как он бережет свой скот, таким же образом он обязан беречь найденное. Если при таком бережном хранении вещь будет украдена, сломана или сожжена кем-то, нашедший ни за что не будет нести ответственность. Но, если во время пользования она сломается, а затем придет владелец и потребует вернуть, то нужно починить эту вещь если она подлежит восстановлению. Если нет, то купить другую вместо сломанной.
После нахождения предмета делается публичное объявление в местах большого скопления людей (магазины, рынки), в котором указывается лишь малая часть информации, не разглашая полное описание предмета. К тому же, в наши дни объявление можно подать через телевизор и социальные сети. Все это - инструменты, которые служат мостом между нашедшим и владельцем предмета. В случае скоропортящихся продуктов таких как мясо, фрукты, овощи, если владелец не приходит, даётся садака от его имени, если человек беден, то ест сам. Если он богат, то он их продаёт и хранит вырученные деньги в качестве должника. Если это что-то непортящееся, то оно должно быть объявлено в соответствии с размером и ценой этой вещи. Если найдено ценное имущество, такое как золото, нашедший должен сообщить об этом, придавая огласке длительное время.
Если кто-то придёт и скажет «это моя вещь», детально и точно опишет характеристику предмета, то доверьтесь и отдайте ему. Если вы потратили свои деньги во время объявления предмета (например, вы наняли кого-то для объявления), вы вправе потребовать потраченную сумму у владельца предмета. Тот, кто пришёл со словами «это моя вещь» и не сумевший описать ее подробно, берегите и не отдавайте ему.
Существуют различные мнения о том, как долго следует извещать о находке. Это время варьируется в зависимости от того, является ли предмет ценным или дешевым. Если он ценный, то нужно извещать на протяжении года согласно маликитскому, шафиитскому и ханбалитскому мазхабам. Имам Абу Ханифа сказал:
«Все, что больше одного грамма золота, считается ценным».
В хадисах приведены риваяты об извещении о находке в течение года или трёх лет. Ученые ханафитского мазхаба, придавая значение данным хадисам, поддержали такое мнение:
«Здесь не требуется назначать определенное время. Если через некоторое время после объявления человек понимает, что владелец не придёт, то он не прекращает объявлять о находке до тех пор, пока у него не укрепится мысль что владелец забыл и больше не будет требовать. Этот период может длиться меньше или больше года».
В ханафитском мазхабе на это мнение вынесена фетва. Когда потеряна надежда на приход владельца по истечению достаточного времени после объявления о находке, если нашедший богат, то ему нельзя пользоваться найденной вещью согласно ханафитскому мазхабу. Он дарит эту вещь в качестве милостыни от имени владельца. Если его родственники или ребёнок бедны, он также может подарить им. Если нашедший беден, он приносит в дар эту вещь себе от имени владельца и сам может пользоваться ею [2]. Потому что, потерянная вещь должна дойти до своего владельца. Если предмет доходит до владельца в прямом смысле (хакикат - прямое) путем возврата, то в переносном смысле (маджаз - скрытое) потерянная вещь доходит до владельца путём дарения от имени владельца.
Известные ученые (Малики, Шафии, Ханбали) [3] сказали:
«Неважно, богат или беден человек, если он теряет надежду на приход владельца, ему можно пользоваться вещью как своим имуществом. Если в один прекрасный день владелец придёт в поисках вещи, он возвращает найденную вещь или ее стоимость».
[1] Фатху аль-Кадир 4/423
[2] Фатху аль-Кадир 4/433
[3] Аль-Фикх аль-Ислами уа Адиллятуху 5/782