Аурат: кто грешнее, смотрящий или показывающий?

03 декабрь 2021 265 0
Режим чтения

Предписания религии предусматривают гармоничное существование человека в обществе. Если все люди будут исполнять эти предписания, в обществе не будет нарушения прав, и никто из его членов не будет чувствовать себя униженным.

Одним из предписаний Всевышнего, которое сохраняет общество от многих смут, является веление не смотреть на чужой аурат, а также закрывать свой аурат от чужих глаз. 

 

Что такое аурат?

Аурат – это те части тела человека, которые он должен скрывать от других. К аурату относятся все части тела, обнажение которых, как правило, вызывает стыд у нормального человека. Поэтому Всевышний Аллах повелевает нам скрывать свой аурат от посторонних глаз, а также потуплять взор, чтобы не видеть аурат других людей.

Всевышний Аллах в Священном Кур`ане сказал:

قُلْ لِلْمُؤْمِنِينَ يَغُضُّوا مِنْ أَبْصَارِهِمْ وَيَحْفَظُوا فُرُوجَهُمْ ۚ ذَٰلِكَ أَزْكَىٰ لَهُمْ ۗ إِنَّ اللَّهَ خَبِيرٌ بِمَا يَصْنَعُونَ  وَقُلْ لِلْمُؤْمِنَاتِ يَغْضُضْنَ مِنْ أَبْصَارِهِنَّ وَيَحْفَظْنَ فُرُوجَهُنَّ وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا مَا ظَهَرَ مِنْهَا

(смысл): «Скажи, о Пророк, верующим мужчинам, пусть они опускают свои взоры (пусть не смотрят на чужих женщин, которые им не махрамы, ибо это сеет страсть в сердцах, а страсть часто приводит к печали), и пусть берегут свои половые органы (от прелюбодеяния и от оголения); это – чище для их сердец. Поистине, Аллах сведущ в том, что они делают, и ничего для Него не остаётся скрытым!

И скажи, о Пророк, верующим женщинам, пусть они опускают свои взоры (от того, на что им не дозволено смотреть) и берегут свои половые органы [от прелюбодеяния и аврат от оголения], и пусть не показывают (посторонним мужчинам) свою красоту, кроме того, что видно (лицо и кисти рук)» («Сафват ат-тафасир», сура Ан-Нур: 31)

Аyрат мужчины и женщины меняется в зависимости от того, кто может его видеть. В основном различают пять уровней аyрата:

1. аурат человека по отношению к самому себе;

2. аурат человека, когда он совершает намаз;

3. аурат рядом со своими махрамами;

4. аурат рядом с посторонними женщинами (мужчинами);

5. аурат наедине с супругой (супругом).

Если более подробно остановиться на этом вопросе, можно сюда добавить ещё несколько уровней. Однако тема нашей статьи касается только аурата рядом с посторонними мужчинами (женщинами), следовательно, у нас нет необходимости в таком подробном разъяснении.

Повеление отвернуть свои взоры от аурата других и не оголять свой было предписано верующим ещё в ту эпоху, когда люди не обнажали откровенно своё тело, если не считать некоторых исключений. Иначе говоря, по сравнению с современными реалиями люди того времени одевались более чем скромно. Что же касается сегодняшней одежды, то большинство людей, за исключением верующих, абсолютно не заботятся об этом. Они полностью потеряли чувство стыда и чести. То, что раньше считалось мерзостью, для них стало нормой жизни и даже гордостью.

Так как эта проблема распространена повсеместно и приняла массовый характер даже среди верующих, которые соблюдают религиозные предписания и сохраняют общечеловеческие ценности, очень трудно в совершенстве соблюдать предписания, связанные с укрытием аурата.

Когда что-то происходит повсеместно и вдобавок к этому идёт массовая пропаганда против укрытия аурата и других религиозных ценностей, человеческая бдительность снижается.

Дело доходит до того, что даже соблюдающие мусульмане со временем привыкают к этому явлению и перестают обращать внимание на аурат посторонних людей, говоря, что испытывают к ним абсолютное равнодушие. Вследствие такого, мягко говоря, небрежного отношения к этой проблеме возникает смута, ибо обнажённый аурат представителя противоположного пола возбуждает страсти.

Однако запрет на оголение аурата предписан Всевышним не только с целью предотвращения низменных желаний, которые зачастую приводят к греху. Укрытие аурата является показателем воспитанности и высокого статуса человека, которого Всевышний Аллах создал в прекраснейшем облике и гармоничных пропорциях, прямоходящего, со слаженно работающими органами.

Всевышний Аллах в Священном Кур`ане сказал:

لَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنْسَانَ فِي أَحْسَنِ تَقْوِيمٍ

(смысл): «Ведь Мы сотворили человека в прекраснейшей форме, с самыми красивыми и совершенными качествами – гармоничный вид, прямохождение, пропорции между частями тела – и дали ему знания и разум, ум и здравый смысл, речь и воспитание» («Сафват ат-тафасир», сура Ат-Тин: 4)

Искренний верующий никогда не искусится запретным, даже если все вокруг будут грешить, считая это допустимым.  Даже если все вокруг будут ходить обнажёнными, у него есть выбор: потупить свой взор и не смотреть на запретное.

Что касается нашего вопроса, кто грешнее: смотрящий или показывающий, то он чаще всего возникает у тех, кто старается переложить ответственность за свой грех на других. Человек задаёт этот вопрос, намекая, что он не виноват, раз грешат другие. Он думает: «Разве я виноват, пускай не смотрят!» или «В чём моя вина, если они ходят перед моими глазами?»

На эти и подобные вопросы можно ответить хадисом, который указывает на тяжесть греха и тех, и других. От Аль-Хасана аль-Басри (да будет доволен им Аллах) передаётся:

بَلَغَنِي أَنَّ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: لَعَنَ اللهُ النَّاظِرَ والْمَنْظُورَ إِلَيْهِ

 «До меня дошла весть от сахабов, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Аллах проклял смотрящего, который смотрит преднамеренно и добровольно, а также того, на кого смотрят, без уважительной причины и принуждения"»  (Байхаки, «Шуаб аль-иман», 7399)

Пророк , предостерегая таким образом смотрящего и показывающего, указывает на корень зла. А то, что он упомянул сначала смотрящего, подразумевает, что источником этого греха является он, ибо если есть спрос, есть и предложение.

Иначе говоря, пока люди будут смотреть на запретное и не отводить взор, показывая своё несогласие, будут те, кто показывает запретное, и этот грех станет восприниматься как норма и распространится повсеместно.

Из этого мы понимаем, что смута относительно аурата берёт своё начало в бесстыжих глазах. Потому что, пока будут те, кто не стыдится смотреть на запретное, будут те, кто не постыдится и показывать. Но это никак не облегчает грех и не снимает ответственности с тех, кто показывает.

 

Муслим Абдулаев

По материалам: https://islamdag.ru/

Комментарии Вход