Бесподобные поступки Пророка Мухаммада ﷺ

30 июль 2021 3504 0
Режим чтения

По причине того, что Пророк Мухаммад ﷺ является человеком — как сказано в одной из строк Священного Кyр`ана «один из нас» —  у него имеется множество поступков, над которыми стоит задуматься и стараться претворить их в жизнь. Только вот, у такой превосходной личности как Пророк Мухаммад ﷺ, есть такие поступки и слова, что не имеют аналогов в истории человечества. Другими словами, человечество до сих пор не имеет ничего похожего. В данной статье я постараюсь привести примеры этих бесподобных поступков. Выбрав из жизни Пророка ﷺ до десяти образцов, вместе рассмотрим эту тему.  

 

Умение ценить людей

Всем известно о важном значении, которое придает Кyр`ан человеку и человеческой жизни. До чего глубок и широк смысл универсального  послания в виде  понятия «убить одного человека равносильно убийству всего человества, дать жизнь одному человеку равносильно подарить жизнь всему человечеству». У Пророка Мухаммада ﷺ есть примеры о необходимости выражать увыжение не только живым людям или только правоверным, но и представителям других религий и даже покойникам. Однажды, во время прохода одной похоронной процесии Пророк Мухаммад ﷺ поднялся на ноги. Окружавщие его асхабы сказали, что это похороны иноверца, одного еврея. В ответ на это Пророк Ислама ﷺ пояснил им, что смерть всегда заставляет задуматься, что кем бы умерший не был прежде всего он человек и к нему необходимо проявлять уважение. 

Этот поступок Пророка Мухаммада ﷺ один из поступков, не имеющих анолога в истории. Ибо нет больше примера того, что пророк одной из религий проявляет подобное уважение к покойнику иноверцу только из-за того, что усопший был человеком.

Пророк Мухаммад ﷺ не для кого не хотел, кем бы человек не был, чтобы он умер без веры в душе или мушриком. Пророк не хотел, чтоб даже самые злые его противники, которые всячески оскорбляли и никогда не упускали случая поиздеваться над ним,  покинули этот мир неверущими. С целью избежать унижения человеческой чести, Пророк Мухаммад ﷺ приказывает закопать тела умерших в сражении при Бадре мушриков и, помимо этого, обращается к умершим с речью: в отличии от ожиданий присутствующих, обращается к телам умерших мушриков — среди которых находится и самый заядлый противник ислама и Пророка Ислама мушрик по имени Абу Джахль — со словами не имеющих анологов в истории всего человечества «Разве я не предупреждал вас? Лучше бы вы прислушались к моим словам. Теперь вы умерли мушриками  и мучения имеют право над вами». Как видно из текста, Пророк Мухаммад ﷺ не хотел, чтоб человек — будь это даже враг его — умер без веры или мушриком. Его речь, обращенная к умершим мушрикая единственный образец в мировой истории.  

 

Отношение к матери и всему женскому полу

Пророк Мухаммад ﷺ относился к женщинам с большим уважением и тонкостью. Между тем как общество, в котором он жил, девочек жиевьем закапывали в землю, не ститали нужных выделять им доли наследства и т.п. Вернее, общество, не принимавшее женщину за человека. Уважение Пророка ﷺ к женщине происходит от уважительного отношения  Кyр`ана к женскому полу — женщина такой же человек, как и все остальные (то есть равноправие с мужчинами) — и от его бесподобной личности. 

Несмотря на наличие в некоторых книгах хадисов, унижающих женщин, они не имеют никакого отношения к Пророку ﷺ. Это все доказательства существования и в наши дни взглядов арабов мушриков относительно женщин, что со времен эмевийцев вновь вышло на первый план; это — отстранение представительниц слабого пола от общества, социальной жизни, равноправия с мужчинами. У Пророка Мухаммада ﷺ нет ни одного слова и ни одного поступка против женщин. Не зная основ ислама и Кyр`ана, не понимая Пророка Мухаммада ﷺ и отражая арабские традиции как религию, такие люди все время прививали ненависть к женскому полу и всю ответственность за это сваливали на Пророка Мухаммада, сочиняли всякие небылицы от имени Пророка Ислама ﷺ. Самым большим доказательством уважительного  отношения Пророка Мухаммада ﷺ к женщинам являются его слова «Врата Рая находятся под ногами  матерей». Если внимательно вникнуть в смысл этих слов, то станет ясно что означает Рай, мать и женщина. Рай, куда стремится каждый правоверный находится под ногами матери — женщины. Этот признак поощряет нас востоянного быть уважительным и ласковым, проявлять доброту и терпеливость к женщине — матери, которая родила, вырастила и воспитала нас. Только в том случае Всевышний Аллах наградит нас местом бесконечного счастья — Раем, постеленного Им под стопы женщины-матери. Аллах приписывает не искать Рай где-то вдалеке, в недоступном месте, а всего лишь знать, что Рай очень близко, под стопой женщины — матери. Вернее, в нашем к ним отношении. Другими словами, понятия женщина, мать и Рай в рамках общественной нравственности сосредоточены в единый центр. Это является показателем величия женщины — матери и составляющими одного из образцов бесподобных слов и поступков Пророка Мухаммада ﷺ.                  

Одним из примеров отношения Пророка Мухаммада к женщине является следующее событие: Однажды в доме Пророка ﷺ была затеяна уборка. Уборкой занималась супруга Пророка Мухаммада досточтимая Хадиджа и Пророк помогал ей. В этот момент пришла сестра досточтимой Хадиджи Хале. В доме не нашлось подходящего места, чтоб посадить гостью. Досточтимая Хадиджа захочет усадить ее на пол, но Пророк Мухаммад ﷺ воспротивится этому и, немедля скинув с себя джуббу, постелит ее под гостью. Благоверная Хале замешкается в нерешительности, но Пророк Мухаммад, настояв на своем, усадит гостью на джуббу. Данный поступок не имеет аналогов в деле отношения к женщине и истории всего человечества. Ибо, один пророк снимает с себя джуббу и садит гостя — женщину — не на голый пол, а на свою джуббу.

 

Отношение к детям

Пророк Мухаммад очень любил детей, никогда не обижал их и придавал огромное значение воспитанию детей. В распространяемой им религии, Исламе, первоочередность принадлежала снисходительности, любви и справедливости. Дети, лучше всех подходят для применения этих понятий. И поэтому для Пророка Мухаммада ﷺ дети были очень важны. Вообще-то мы все любим детей и для всех нас дети очень дороги. Можно привести множество примеров любви к детям. Но нижеследующий пример самый лучший образец любви к детям:   

Однажды Пророк Мухаммад ﷺ совершал намаз в Масджид ан-Наби. Внук Пророка, досточтимый Хусейн, тогда ему было два с половиной года, игрался там же, в мечети. Хусейн подойдет к своему дедушке и когда Пророк Мухаммад будет на саджде неожиданно запрыгнет ему на шею и усядется на голову. Пророк Мухаммад ﷺ не поднимется с саджды, которую по правилам намаза нельзя игнорировать. До каких пор? Конечно же, пока внук сам не слезет с него. Пророк Мухаммад ﷺ так долго остался на саджде, что находившиеся позади сахабы стали побаиваться не отдал ли Пророк душу Всевышнему. В конце концов досточтимый Хусейн спрыгнул с шеи деда, великий Пророк ﷺ со словами «Аллаху Акбар» выпрямился и завершил намаз. После намаза сахабы окружили Пророка Мухаммада и высказали свою тревогу — что саджда затянулась, что они испугались не умер ли Пророк на саджде. Пророк Мухаммад ответил бесподобной шуткой на этот образец неимоверной снисходительности, любви и справедливости: «Я затянул саджду, потому что Хусейн сделал из меня верблюда».   

Этому примеру Пророка Мухаммада ﷺ нет аналогов. Ибо, находясь перед Аллахом и посвятив себя полностью намазу Пророк ﷺ не захотел обидеть севшего в это время ему на голову ребенка и затянул саджду, чтоб предостеречь ребенка от опасности упасть, если он неожиданно встанет. 

 

Значение, придаваемое науке

Всем известно какое значение придает ислам и в особенности Кyр`ан знаниям и науке. Важность науки и ученого человека поняты из аятов:

«Ужель пред Аллахом будут наравне: кто знает — с теми, кто неведущ?» (аз-Зумар, 39/9), 

 «Господь мой, увеличь во мне познанье» (Та-Ха, 20/114). 

Имеется множество хадисов Пророка Мухаммада ﷺ о науке, ученых  и восхваляющих образование хадисов. Как и во всех прекрасных его поступках и относительного данной темы есть поступки, являющиееся единственными образцами в мировой истории. В истории существует много примеров важного отношения к ученым и науке, но приведенный ниже пример не имеет анологов. 

 

Отношение к пленным    

Во времена Пророка Мухаммада ﷺ на Аравийском полуострове существовали определенные правила по отношению к военнопленным. Пленных либо убивали, либо отдавали в рабство, либо, заплатив положенную сумму, выкупали, либо совершали обмен. Помимо этих случаев другой возможности не было. Пожелавшие оплатить выкуп были обязаны собрать сумму равносильную цене жизни одного человека. Человеческая жизнь ставилась в зависимость от денег. Пророк Мухаммад ﷺ установил норму выкупа для пленненных в сражении при Бадре мекканских мушриков: кто не в состоянии оплатить выкуп деньгами обязан оплатить своими знаниями. Каждый из пленных, кто умеет читать и писать обязан научить десять детей мусульман чтению и письму. Кто выполнит это тот будет считаться оплатившим выкуп и ему будет дарована жизнь. Использование образования и науки как выкуп за жизнь первый и последний случай в истории. В истории много примеров когда за науку отрубали голову, приговаривали к виселице, отправляли в ссылку, сжигали живьем и пр. Но, обреченному на смерть пленному подарить жизнь только из-за того, чтоб он передал свои знания другим — это единственный пример в истории, не имеющий аналогов.  

 

Значение, придаваемое оставленным на попечение вещам

Кyр`ан повелевает оставленные на попечение вещи (аманат) обязательно возвращать хозяевам. Кто не исполнит этого повеления, того Пророк Мухаммад объявил мунафиком. В одном из хадисов говорится: «есть три признака мунафика — говорит неправду, не сдерживает обещаний, коварно  и предательски относится к оставленным на попечение вещам». Поэтому возвращение оставленных на попечение вещей одна из основ общественной нравственности ислама. Пророк Мухаммад ﷺ ни в мирное время, ни во время войны никогда и ни в коем случае не отходил от принципа аманата, справедливости и искренности. В нижеследующем примере мы станем свидетелями отношения Пророка Мухаммада ﷺ к аманату:      

В Хайбаре один негр раб, занимающийся пастушеством перейдет в стан последователей ислама и приведет за собой все стадо. Пророк Мухаммад ﷺ спросит кто хозяин стада. «Один еврей» — ответил пастух. Вслед за этим Пророк Мухаммад ﷺ:  «Немедлено отведи стадо обратно хозяину еврею. Исламская вера повелевает с достоинством относиться к аманату». Однако, пастух сказал, что в случае появления перед взором хозяина он сразу убьет его и поэтому он не сможет отвести стадо обратно   хозяину. В таком случае Пророк Мухаммад ﷺ  велит отвести стадо в загон и оставить там. После этого пастух отвел стадо обратно  и поблизости от загона шугнет животных. Животные же сразу бросились в привычное им место. Таким образом пастух доставит аманат на место и, вернувшись обратно, займет место в рядах последователей Пророка Мухаммада ﷺ.  

В истории нет образца, подобного поступку Пророка Ислама ﷺ. Потому что, в обстановке войны, где многое принимается за военную добычу и к тому же во время войны с евреями, Пророк Мухаммад ﷺ соблюдает права личности, отличает аманат от добычи и способствует возврату аманата хозяину. 

 

Значение снисходительности

Снисходительность Пророка Мухаммада ﷺ не имеет аналогов и истории человечества. Однажды группа сахабов вместе с Пророком Мухаммадом ﷺ находились в одной мечети. В это время туда зашел один бедуин и стал мочиться прямо в мечети. Сахабы сразу всполошились, «перестань, не делай, остановись», крики заполнили мечеть. Некоторые из сахабов пожелали тут же наказать бедуина, но Пророк Мухаммад ﷺ остановил их: «оставьте его, пусть закончит». После этого, Пророк Мухаммад ﷺ подозвал бедуина к себе и на понятном ему языке объяснил, что мечеть предназначена для совершения богослужения и оно не подходит для подобных поступков. Затем, обратившись к присутвующим, сказал: «Принесите ведро воды и смойте эту грязь».      

Из этого примера снисходительности Пророка ﷺ необходимо сделать слудующий вывод — обязательно узнать с каким намерением совершено. В целях оскорбления или по незнанию? Вообще-то сегодня понятие «снисходительность» потеряло свой блеск и все только от мусульман ждут снисходительности. Мусульмана, которого призывают к терпению и снисходительности, должен узнать специально ли совершен поступок или по незнанию. Если поймет, что по незнанию, то он обязан научить его. Если же сделано в целях оскорбления или унижения, то ждать от него снисходительности бессмысленно. Потому что, оскорбитель не будет наносить оскорбления и думать при этом, что к нему предъявят снисходительность. Он вполне осознает сделанное и в любое случае знает, что противная сторона отреагирует на его поступок. Например, когда англичане хотели возникновения недоразумений  между мусульманами и индийцами, то заставляли индийцев обкидывать камнями мечеть в мусульманском квартале. Таким образом, из-за оскорбления святынь обеих сторон, между мусульманами и индийцами стычки становились неизбежными. В результате этих столкновений погибло много и мусульман и индийцев.

 

Любовь к животным и уважение их прав

Из текста Священного Кyр`ана ясно, что во Вселенной все устроено в угоду человека. Особенно это относится к животным и растениям, которые даны под наше распоряжение. Пророк Мухаммад ﷺ всегда наказывал сахабов учитывать права животных, не беспокоить их понапрасну, внимательно относиться к уходу и здоровью животных и, при надобности, принимать необходимые меры, не оставлять без воды и еды.   

В жизни Пророка Мухаммада ﷺ имеются прекраснейшие примеры относительно соблюдения прав животных и проявления уважения к животным. Выбрав два образца из большого количества данных примеров предоставляю их вашему вниманию. Первый образец о совместном проживании людей и кошек.    

Однажды к Пророку Мухамаду ﷺ пришел один асхаб. Посланник Всевышнего понял, что в доме у асхаба нет ничего съестного и он захочет преподнести ему еду. Пророк ﷺ поинтересовался сколько их человек в доме.

— Трое, последовал ответ.

 — Есть ли в доме кот, спросил Пророк.

— Есть.

Вслед за этим Пророк ﷺ дал ему еды в расчете на четверых. На первый взгляд кажется «ну и что здесь такого, дал еды и для кота». Но если вникнуть в смысл этого события, то станет понятно послание, что хотел дать Пророк Мухаммад ﷺ последователям. Надо обратить внимание на следующий факт: после уточнения числа обитателей дома дается пища на четыре человека, т.е. порция еды для кота равносильна порции человека. Данное событие — наглядно указывает на то, что Пророк Мухаммад ﷺ считает кота равноправным членом дома.     

Коты приносят большую пользу — змеи, скорпионы, сколопендры и мыши только от запаха кошек обходят стороной дома, а если ненароком посетят эти дома, то коты немедля исполнят свои обязанности. Вместе с этим, поступок Пророка подчеркивает, что ответственность человека перед котами заключается не только в кормлении их остатками пищи, а в постоянном внимательном отношении к кормлению и уходу за ними.    

Второй пример связан с другим домашним животным — собакой. Пророк Мухаммад ﷺ вместе с двадцатипятитысячным войском возвращался из очередного похода. Неожиданно на краю дороги он заметил собаку, кормящую своих щенят. Пророк ﷺ знал, что вреди воинов найдется те, что захотять прогнать собаку с места, пнуть ее ногой, кинуть в нее камень и тп. Поэтому он сразу же подозвал к себе  одно воина и прказал: «Стой возле собаки пока не пройдет последний воин, никому не позволяй беспокоить ее. Предотврати все попытки причинить беспокойство. После этого догонишь войско». Пророк Мухаммад не успокоился сказанным и в целях пресечь все попытки беспокойства животного поменял дорогу войска.       

Человечество не имеет более превосходного образца поступков по отношению к правам животных, чем приведенные выше два примера. 

 

По материалам: https://posledniyprorok.info/

Комментарии Вход