Болезни нафса и пути их излечения (4 часть)

09 март 2022 432 0
Режим чтения

Забвение Вечной жизни

Еще одной серьезной болезнью нафса является беспечность в отношении Вечной жизни. Человек перестает осознавать, что пока не избавится от злых устремлений своего нафса, он будет отдален от жизни в ахирате, которая и является настоящей жизнью. Не уничтожив в себе любовь к мирскому, раб не может испытать наслаждений Вечной жизни. О верующий раб Аллаха! Пока не вытеснишь из своего сердца все, кроме Всевышнего, ты не сможешь насладиться жизнью вместе с Аллахом.

Не случайно Яхья ибн Муаз ар-Рази (да помилует его Аллах) говорит: «Кто приближается к Аллаху, забывая о самом себе (дословно: убивая свой нафс), того Всевышний защищает от страстей и злых помыслов его нафса».

Чтобы приблизиться к Господу, человеку следует удерживать свой нафс от страстей и совершения порицаемых поступков. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:

حُفَّتِ الجَنَّةُ بِالمَكَارِهِ، وَحُفَّتِ النَّارُ بِالشَّهَوَاتِ

«Рай окружен ненавистными для нафса вещами, Ад же окружен теми вещами, что человеческий нафс так страстно желает» (Ат-Тирмизи 2559)

 

Средство исцеления

Избавиться от этого недуга человек может, голодая, сокращая часы сна, запрещая для себя те вещи, которые так любит его нафс, и совершая те дела, которые нафсу ненавистны.

От Мухаммада ибн Ибрахима я слышал слова Яхьи ибн Му’аза ар-Рази (да помилует его Аллах), которые ему передал Мухаммад ибн Руми: «Голод – благо от Всевышнего Аллаха, укрепляющее тело Его избранных рабов».

Досточтимый Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) так увещевал людей: «Подвергните расчету свой нафс, пока вас не подвергли расчету. Взвесьте его, пока не взвесили ваши деяния, и готовьте его к величайшему Суду».

Также передается, что Абу Муса аль-Аш›ари (да будет доволен им Аллах) так написал в одном из своих писем: «Требуй у себя отчета, пока ты в безопасности, и пока не наступил День великого Суда».

 

Непринятие истины

Непринятие человеком истины, когда эта истина идет наперекор его страстям и самолюбию, является страшной болезнью нафса. Этот недуг возникает тогда, когда человек уже не может держать в узде свой нафс и противостоять его порицаемым побуждениям.

В борьбе против зла своего нафса такой человек терпит поражение, и непокоренный нафс уже сам контролирует своего хозяина. Чтобы люди могли держать под контролем свой нафс, Всевышний Аллах дает им следующий совет:

فَتُوبُوا إِلَى بَارِئِكُمْ فَاقْتُلُوا أَنفُسَكُمْ ذَلِكُمْ خَيْرٌ لَّكُمْ

«Покайтесь же перед вашим Создателем и [в качестве наказания за вероотступничество] предайте самих себя смерти [пусть невиновные убьют виновных]. Так будет лучше для вас перед вашим Создателем [так как в вечном мире наказание было бы более суровым]» («Аль-Бакара / Корова», 2:54)

 

Средство исцеления

Лучшим средством исцеления от этой болезни является отказ от праздных и бесполезных поступков, устремление всей душой к Всевышнему и полное предание себя Его воле.

Когда Всевышний Аллах потребовал у пророка Ибрахима (мир ему) принести своего сына Исмаила (мир ему) в жертву, Он хотел проверить его покорность. Пророк всецело покорился велению Творца и достойно прошел испытание:

فَلَمَّا أَسْلَمَا وَتَلَّهُ لِلْجَبِينِ وَنَادَيْنَاهُ أَن يَا إِبْرَاهِيمُ قَدْ صَدَّقْتَ الرُّؤْيَا إِنَّا كَذَلِكَ نَجْزِي الْمُحْسِنِينَ

«Когда они оба покорились [решению Аллаха] и [Ибрахим] уложил [сына] на бок, Мы обратились к нему: «О Ибрахим! Ты уже подтвердил правдивость сна [ты выполнил Наше повеление, теперь достаточно, остановись]». Поистине, так Мы воздаем добродетельным [избавляем их от тягот]» («Ас-Саффат / Выстроившиеся в ряды», 37:103-105)

После этого Аллах даровал Ибрахиму (мир ему) барана, чтобы он принес его в жертву и возместил тем самым за жизнь Исмаила (мир ему).

Джунайд Багдади (да помилует его Аллах) говорил: «Кто сохранил связь с этим миром, тому Аллах сделал Рай запретным».

Мухаммад ибн Абдуллах ар-Рази как-то поведал мне, что Абу аль-Касым аль-Мисри рассказал ему в Багдаде следующее: «Ибн Язданияра спросили: “С каким намерением раб должен устремляться к Аллаху?” Он ответил: “С намерением даже не оглядываться на те вещи, от которых он отказался ради Аллаха, и больше не возвращаться к тем проступкам, от которых ему удалось избавиться”. После такого ответа его спросили: “Эти ваши слова относятся к грешникам, покаявшимся в грехах. А с каким намерением должен устремиться к Аллаху человек со слабой убежденностью?” Ученый ответил: “Пусть устремляется к Аллаху, перестав утопать в про шлых неудачах и горестях и прочувствовав глубоко в душе сладость своего будущего состояния”».

 

Мнительность и подверженность наущениям

Если человек позволяет наущениям и различным сомнениям брать верх над его разумом и вести его к запретным поступкам, то это тоже самообман его нафса.

Для избавления от этого недуга необходимо отгонять от себя подобные наущения и не давать им возможности завладевать своим сознанием. Это возможно только благодаря постоянному поминанию Аллаха и убежденности в том, что Ему ведомо твое внутреннее состояние точно так же, как людям известно твое внешнее состояние.

О человек! Неужели тебе не совестно оставлять без внимания те свои недостатки и упущения, о которых ведает Всевышний, в то время как ты старательно исправляешь те свои недостатки, которые замечают люди?

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в одном из хадисов сказал:

إِنَّ اللهَ لَا يَنْظُرُ إِلَى صُوَرِكُمْ وَأَمْوَالِكُمْ وَلَكِنْ يَنْظُرُ إِلَى قُلُوبِكُمْ وَأَعْمَالِكُمْ

«Поистине, Аллах не смотрит ни на ваши тела, ни на ваш внешний облик, однако Он смотрит на ваши сердца и ваши деяния» (Муслим, 2564)

Абу Бакир ар-Рази передал мне, что он услышал от Ибрахима Хавваса (да помилует его Аллах), друга Абу аль-Хасана аль-Аляви эти слова: «В начале грех находится в голове (мыслях) человека в виде зернышка. От него необходимо избавляться как можно скорее, иначе оно пустит корни, после чего освободиться от него будет намного сложнее. Пустившее корни зернышко греха позже превращается в наущения. С ними человек должен бороться посредством воспитания своего нафса и духовного усердия. Иначе из него вырастет дерево похоти. И тогда грех захватит в плен и разум, и сознание, и волю».

Следующий хадис Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) подтверждает слова Абу Бакира ар-Рази: «Вожделение и похоть завладевают разумом, сознанием и устремлениями человека».

И в конце приведем прекрасные строки Мавляны (да смилуется над ним Аллах):

«О стремящийся к истине!
Если хочешь узнать истину,
то Муса с фараоном не умерли.
Они сегодня живут в тебе,
скрываются в твоей сути,
ведут войну у тебя в душе.
Отыщи в себе этих заклятых врагов.
И до Судного дня будет тот же Муса.
Свет на лицах истинных мусульман – и есть этот нур.
Тот самый, не другой, меняются лишь светильники!»

1 часть

2 часть

3 часть

4 часть

Шейх Абу Абдуррахман ас-Сулами (умер в 1021 г.), из книги: «Болезни нафса и пути их излечения», стр. 8-10

По материалам: http://islamdinr.ru/

Комментарии Вход