Государственная политика в сфере обеспечения межконфессионального согласия

07 июнь 2018 1471 0
Режим чтения

Казахстан занимает центральное положение на континенте Евразия, на перекрестке сухопутных путей. Поэтому пространство Степи исторически служило территорией естественного геокультурного отбора, где каждая из конкурирующих мировых религий должна была представлять свои наиболее выгодные и конкурентоспособные черты, чтобы удержаться и масштабировать влияние в геополитических пределах.

В результате такого отбора в степи происходили либо отсев, либо конвергенция и улучшение качества социокультурных норм, которые в течение нескольких поколений становились более приемлемыми и адекватными в масштабе всего человечества, как минимум, Евразии.

В отношении ислама исторический Туркестан, включая Казахстан, не был простым реципиентом мусульманской культуры, через фильтр которой прошли практически все тюркские эпосы и сказания. В Туркестане берет начало научная школа хадисоведения (Бухари, Тирмизи и другие), математики (Бируни, Аль-Хорезми), медицины (ибн Сина), которая имела значение как для всей мусульманской уммы, так и в масштабе всего человечества.

Сегодня мы, обретя свободу, вместе с тем стремимся, не утратив самобытность, идти к прогрессу на основе традиционной идентичности, и аз счет знания и уважения заслуживающих внимания культурных интересов иных народов.

Основными принципами суверенности являются владение территорией, культурным достоянием, наличие национального языка и традиций государственности. И мусульмане страны являются основными носителями этой суверенности и государственности.

В целом можно сказать, что казахстанское государство на сегодняшний день успешно выстраивает свои отношения с религиозными конфессиями, а также регулирует их отношения друг с другом. Конфессиональные процессы в стране в целом развиваются в конструктивном направлении. Более того, на международной арене Казахстан также успешно позиционирует себя как активный инициатор межрелигиозного диалога и эффективных мер по укреплению глобального и регионального сотрудничества. 

Так одним из очевидных факторов, повлиявших на решение о председательствовании Республики Казахстан в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, по общему мнению, является сбалансированная межэтническая и межконфессиональная внутренняя политика, проводимая руководством нашего государства.

Политика Президента страны в сфере международных отношений была направлена на создание диалоговой площадки. Президент Республики Казахстан выдвинул ини­циативу проведения форума мировых и традици­онных религий в столице РК - г. Астане, который состоялся 23-24 сентября 2003 года.

По замыслу Президента Казахстана диалог между лидерами мировых и традиционных ре­лигий, построенный на основе общих аспектов и точных сведений друг о друге, открывает широ­кие перспективы для взаимного сотрудничества и способствует преодолению таких негативных проявлений нашего времени, как насилие, фана­тизм, экстремизм и терроризм.

Успех прошедшего мероприятия был закре­плен в Решении I Съезда, проводить межрели­гиозный форум на регулярной основе - не реже 1 раза в 3 года. 12-13 сентября 2006 года в Астане состоял­ся II Съезд лидеров мировых и традиционных религий под председательством Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева. Съезд проходил в новом, специально построенном к проведению форума здании «Дворце мира и со­гласия».

1-2 июля 2009 года в г. Астана состоялся III Съезд лидеров мировых и традиционных рели­гий. Следующие съезды лидеров мировых и традиционных также проходили в Астане 30-31 мая 2012 года и 10-11 июня 2015 года в Астане. 

Поэтому когда мы говорим о достижениях республики, важно всегда помнить, что главным оплотом динамичного развития Казахстана является межэтническое и межконфессиональное согласие. Это наша прочная база, которая дает возможность государству уверенно двигаться вперед.

Однако, как показывает история человечества, дружба народов, согласие, стабильность не являются раз и навсегда дарованными благами. Требуется много усилий, причем постоянных и повседневных.

Так в 2011 году принятом законе «О религиозной деятельности и религиозных организациях» особо сказано, что «Республика Казахстан признает историческую роль ислама ханафитского направления в развитии культуры и духовной жизни народа».

Глава государства Н. Назарбаев в одном из своих выступлении сказал: «Исламская религия – это одна из духовных опор нашего народа». Также и в стратегии «Казахстан 2050»  подчеркнуто: «Мы гордимся тем, что являемся частью мусульманской уммы. Это наши традиции».

Самое главное Президент страны Н. Назарбаев в определении для мусульман религиозных установок, подчеркнул, что мы являемся «суннитами ханафитского мазхаба». Эти слова Президента являются столь важными и нужно понимать цену этих слов.

Далее Президент страны Н. Назарбаев сказал,  что мы должны ценить тот ислам, который призывает к проявлению патриотизма, истиной веры,  и подчеркнул, что надо «следовать заповедям, но не ударяться в крайности… Во исполнение святых заветов Корана, развитие и процветание религии должно идти по пути оказания помощи немощным, сопереживания, братства, уважения к старшим, воспитания детей, защиты Родины и народа, призыва к единству. Только так религия может проявить заботу о государстве и принести пользу. Тогда она будет служить единению народа. И такой ислам мы должны почитать».  Так или иначе, Президент Н. Назарбаев показал нам настоящий образец истинного мусульманина, пример богобоязненного верующего и патриота своей стране, роли и предназначения ислама в государстве, что мусульмане Казахстан являются носителями этой независимости. При этом Президент страны особо подчеркнул, что искажение истинного ислама стало следствием проникновения в мусульманство различных нетрадиционных, деструктивных и радикальных направлений: «Есть религиозные течения, наносящие нам вред. Нам необходимо держаться подальше от них и брать за правило заповеди религии, исповедующие истинную духовность».

Таким образом, Президент страны показал нам различия между настоящим исламом, как идейной основой государственности суверенитета, защиты общества от экстремизма.

Как мы видим с момента обретения независимости Казахстан прошел непростой путь государственного самоутверждения, укрепления суверенитета и поиска верного вектора будущего развития. Благодаря присущей народу толерантности, а также справедливой политике руководства страны Казахстан избежал социально-политических потрясений и экономических катаклизмов и сделал успешный рывок в XXI век. Казахстанцы сохранили мир и согласие в обществе, добились существенных результатов в проведении социально-экономических и демократических преобразований.
 

Источник:  Центр исследования проблем религий акимата города Астана

Комментарии Вход