История обретения источника Замзам

12 май 2022 1007 0
Режим чтения

Шейх Ибрахим аль-‘Али приводит в своей замечательной книге «Сахих ас-сира ан-набавийя» достоверную версию истории обнаружения источника Замзам. ‘Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) передаёт, что ‘Абду-ль-Мутталиб, дед Пророка (мир ему и благословение Аллаха), рассказывал:

«Я спал в Хиджре, и вот явился мне во сне дух и сказал: “Выкопай Таййибу!” Я спросил: “Но что такое Таййиба?” Потом он ушёл от меня. Когда настала следующая ночь, я вернулся на своё ложе и заснул на нём. Дух пришёл ко мне и сказал: “Выкопай Барру!” Я спросил: “А что такое Барра?” Потом он удалился от меня. Когда настала следующая ночь, я вернулся на своё ложе и заснул на нём. Он пришёл ко мне и сказал: “Выкопай аль-Маднуну!” Я спросил: “А что такое аль-Маднуна?” Потом он удалился от меня. На следующую ночь я вернулся на своё ложе и заснул на нём. Он пришёл снова и сказал: “Выкопай Замзам!” Я спросил: “А что такое Замзам?” Он отвечал: “Не истощается и не вычерпывается никогда, утоляет жажду великих паломников, находится там, куда сваливают содержимое желудка и кишок закланных животных, где гнездятся вороны и кишат муравьи”».

Ибн Исхак сказал: «Когда ему было объяснено, что это такое, и указано место, он понял, что нужно идти туда. На следующий день ‘Абду-ль-Мутталиб взял свою мотыгу и вместе со своим сыном аль-Харисом ибн ‘Абду-ль-Мутталибом — тогда у него не было другого сына — отправился туда и принялся копать. Когда показалась вода, он обрадовался, восхваляя Аллаха. Курайшиты прознали, что ‘Абду-ль-Мутталиб добился своего. Они пришли к нему и сказали: “О ‘Абду-ль-Мутталиб! Это колодец нашего предка Исма‘иля! У нас есть на него право. Позволь нам вместе с тобой иметь право на этот колодец”. Он ответил: “Я этого не сделаю. Это дело было поручено мне. Без вашего участия. Я был избран из вашей среды”. Они сказали ему: “Поступи справедливо с нами! Мы не оставим тебя в покое и будем вести с тобой тяжбу из-за этого колодца”. Он сказал: “Выберите кого-нибудь по вашему желанию, чтобы рассудил нас, и я подчинюсь его решению”. Они сказали: “Жрицу бану Са‘д ибн Хузайм”. Он сказал: “Хорошо”. Далее он рассказывает: “Она жила недалеко от Сирии. ‘Абдуль-Мутталиб и люди из рода его отца из бану ‘Абд Манаф сели верхом и отправились туда. Туда же отправились люди из Курайша”».

Они дошли до пустынных земель между Хиджазом и Сирией. У ‘Абду-ль-Мутталиба и его спутников кончилась вода. Они испытывали жажду и были убеждены, что погибнут. Они попросили воды у курайшитов, но те отказали им. ‘Али передаёт, что когда ‘Абду-ль-Мутталиб увидел, что стало с людьми и что угрожает ему и его спутникам, он сказал: «Что будем делать?» Они сказали: «Мы согласимся с твоим мнением. Поступай, как хочешь!» Он сказал: «Я считаю, что каждый из вас должен копать себе яму по мере оставшихся сил. Как только умрёт кто-нибудь, его спутники опустят тело в выкопанную им яму, потом похоронят его, пока не останется последний из вас. Лучше пусть один останется не погребённым, чем все». Они сказали: «Правильно ты приказал». И каждый из них выкопал для себя яму, потом они сели и стали ждать смерти от жажды. Через некоторое время ‘Абду-ль-Мутталиб сказал своим спутникам: «Клянусь Аллахом, мы сами себя обрекаем на смерть: не идём по земле и не ищем себе облегчения. Может, Аллах напоит нас в другой земле. Так давайте поедем!» Когда верблюдица поднялась с ним, из-под её ног забил источник. ‘Абду-ль-Мутталиб, обрадовавшись, закричал: «Аллах велик!» Так закричали и его спутники. Потом он сошёл с верблюдицы, попил воды, его спутники тоже напились. Они сами напились и наполнили свои бурдюки водой. Потом ‘Абду-ль-Мутталиб обратился к курайшитам и сказал: «Идите к воде! Аллах напоил нас. Пейте и наполняйте свои бурдюки водой!» Они пришли, попили и наполнили свои бурдюки водой. Потом они сказали: «Клянёмся Аллахом, дело решено в твою пользу, о ‘Абду-ль-Мутталиб! Мы никогда не станем оспаривать твоё право на источник Замзам. Тот, Кто дал тебе воду в этой пустыне, дал тебе и воду Замзама. Возвращайся к своему источнику!» 

Они так и не дошли до жрицы и оставили ему источник.

Ибн Исхак сказал: «Это история, переданная ‘Али ибн Абу Талибом, которая дошла до меня. О достоинствах воды Замзама передаётся множество хадисов. Упоминается о них и в достоверной истории принятия ислама Абу Зарром. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

“Поистине, она — насыщающая пища”». (Ибн Абу Шейба 1436, аль-Баззар 3929, ат-Табарани 295)

Ад-Даракутни (2771) и аль-Хаким (1/473) который назвал его достоверным, передают со слов Ибн ‘Аббаса (да будет доволен Аллах ими обоими), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Вода Замзама — для того, ради чего её пьют: если ты пьёшь её для того, чтобы исцелиться, Аллах исцелит тебя; если ты пьёшь её для того, чтобы утолить голод, Аллах избавит тебя от голода; если ты пьёшь для того, чтобы утолить жажду, Аллах избавит тебя от жажды. Она появилась из следа от удара Джибриля и стала питьём, которое Аллах даровал Исма‘илю».

Шейх Мухаммад Абу Шахба сказал: «Как бы там ни было, ад-Думьяты (а он относится к числу авторитетных поздних учёных в области хадисов) назвал достоверным следующий хадис: “Вода Замзама — для того, ради чего её пьют”. Аль-‘Иракы подтвердил его мнение.

 

Шейх ‘Али Мухаммад ас-Салляби, из книги: «Жизнеописание Пророка. Изложение событий и их анализ», стр. 60-63

По материалам: http://islamdinr.ru/ 

Комментарии Вход