Кто первый начал, тот и виновен

17 июнь 2021 1791 0
Режим чтения

Хвала Аллаху, сотворившему Адама и Хаву, выведшего нас из них и расселившего по миру различными народами. Мир и благословение Аллаха Его Посланнику ﷺ, обучившего нас на собственном примере правилам взаимоотношений в обществе, а также его семье и сподвижникам.

Мы по предопределению Аллаха вынуждены жить в обществе, и по этой причине нам необходимо соблюдать некоторые правила в общении с людьми. Но порой в силу разнородности характеров между нами происходят нелады в общении.

Нас могут притеснить, обозвать, оклеветать, оговорить, от чего мы порой переполняемся злобой и желанием ответить обидчику, пустив в ход весь словесный арсенал. Именно в этот момент очень важно удержать баланс при ответе обидчику, чтобы, защищая себя, самому не стать притеснителем.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

الْمُسْتَبَّانِ مَا قَالَا ‌فَعَلَى ‌الْبَادِئِ، ‌مَا ‌لَمْ ‌يَعْتَدِ الْمَظْلُومُ

«Вина за то, что люди говорят друг другу во время перебранки, лежит на том, кто начал первым, если только притеснённый не выйдет за рамки дозволенного, допустив излишества в своём ответе» (Муслим, 2587)

Имам Ан-Навави (да помилует его Аллах) комментирует этот хадис следующим образом: «Смысл его таков: весь грех за ругань между двоими лежит на начавшем ссору, если только второй не перейдёт границы дозволенного в ответе и не скажет более того, что ему сказали.

В этом хадисе говорится о дозволенности отвечать на оскорбление, относительно этого нет разногласий, так как на это явно указывают доводы из Кyр`ана и сунны. Всевышний Аллах говорит:

 وَلَمَنِ انْتَصَرَ بَعْدَ ظُلْمِهِ فَأُولَئِكَ مَا عَلَيْهِمْ مِنْ سَبِيلٍ

(смысл): "А кто даёт отпор в ответ на причинённую ему несправедливость, с того не взыщут (и Аллах не накажет его, ибо он сделал только дозволенное)" («Сафват ат-тафасир», сура Аш-шура: 41)

Тот есть нет греха на нём, если он возьмет своё возмездие от притеснителя.

Также Всевышний Аллах в Священном Кyр`ане сказал:

وَالَّذِينَ إِذَا أَصَابَهُمُ الْبَغْيُ هُمْ يَنتَصِرُونَ

(смысл): "Когда их притесняют, они дают отпор (отвечая обидчикам тем же)" («Сафват ат-тафасир», сура Аш-шура: 41)

Знай, что бранить мусульманина без права на это запрещено, как сказал Пророк ﷺ:

‌سِبَابُ ‌الْمُسْلِمِ ‌فُسُوقٌ

"Ругать мусульманина грех…" (Бухари, 48; Муслим, 64)

Отвечать притеснённому дозволяется только тем же, чем его обидели, если только его не обвинили во лжи или не оклеветали, или если человек не обругал его по своей глупости. Примеры дозволенных выражений для ответа (на оскорбления): "О притеснитель!", "О глупец!", "О грубиян!" и т. п., поскольку в каждом человеке есть какая-то доля из этих качеств.

Если оскорблённый уже ответил обидчику, то он свершил своё возмездие, а у первого нет права ответить, на нём (то есть на первом) остаётся лишь грех за начинание» (Имам Ан-Навави, «Аль-Минхадж Шарх Сахих Муслим ибн Аль-Хаджадж»)

Но что касается ответа на клевету, наговор, сквернословие и ругань в адрес родителей, то отвечать на это тем же запрещено единогласным мнением учёных.

Имам Газали (да помилует его Аллах) в книге «Возрождение религиозных наук» (5\640-643) пишет об этом следующее: «Что касается ругани, то на неё подобным не отвечают, так как Посланник Аллаха ﷺ сказал:

وَإِنِ امْرُؤٌ شَتَمَكَ وَعَيَّرَكَ بِمَا يَعْلَمُ فِيكَ، فَلَا تُعَيِّرْهُ بِمَا تَعْلَمُ فِيهِ، فَإِنَّمَا وَبَالُ ذَلِكَ عَلَيْهِ

"Если какой-нибудь человек станет бранить и позорить тебя из-за того, что он знает о тебе, то ты не позорь его за то, что тебе известно о нём, и тогда тяжесть этого прегрешения понесёт он один" (Абу Дауд, 4084)».

Это имам Газали (да помилует его Аллах) объясняет тем, что люди из-за своих различий в характере и вспыльчивости, отвечая обидчику, не смогут контролировать свои эмоции и ограничиться дозволенной шариатом мерой, что может привести к тяжким последствиям, и призывает воздержаться от ответа, хоть он и дозволяется.

Всевышний Аллах в Кyр`ане сказал:

 فَمَنِ اعْتَدَى عَلَيْكُمْ فَاعْتَدُوا عَلَيْهِ بِمِثْلِ مَا اعْتَدَى عَلَيْكُمْ

(смысл): «Если кто нападёт на вас, то отбивайтесь от него так же, (отбивайтесь от него подобно тому, как он напал на вас» («Сафват ат-тафасир», сура Бакара: 194)

Также Всевышний Аллах сказал:

وَإِنْ عَاقَبْتُمْ فَعَاقِبُوا بِمِثْلِ مَا عُوقِبْتُم بِهِ وَلَئِن صَبَرْتُمْ لَهُوَ خَيْر لِّلصَّابِرِينَ  

(смысл): «Если вам причинят зло, то ответьте им ровно тем же, однако проявить терпение, простить и отказаться от мести будет лучше для терпеливых» («Сафват ат-тафасир», сура Ан-Нахль: 126)

Также Всевышний Аллах сказал:

وَجَزَاءُ سَيِّئَةٍ سَيِّئَةٌ مِّثْلُهَا فَمَنْ عَفَا وَأَصْلَحَ فَأَجْرُهُ عَلَى اللَّهِ

(смысл): «И воздаяние за зло без превышения – подобное же зло, но кто простит притеснителя и исправит положение дел (помирится с противником), того Аллах щедро наградит» («Сафват ат-тафасир», сура Аш-Шура: 40)

Во всех этих аятах Всевышний Аллах установил справедливость, а именно право на возмездие, но сразу за этим побуждает пострадавших к богобоязненности, терпению и прощению и обещал за это большую награду.

В предпочтительности прощения сошлись и учёные, опираясь на хадис, переданный от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), в котором сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

وَمَا زَادَ اللهُ عَبْدًا بِعَفْوٍ، إِلَّا عِزًّا،

«Аллах не добавит Своему рабу, прощающему других, ничего, кроме славы» (Муслим, 2588)

Имам Ан-Навави сказал, что есть два толкования этого хадиса:

1. такого человека Аллах возвысит уже в этом мире и укрепит его в соблюдении из-за его смирения, и люди будут его уважать;

2. такой человек получит большое вознаграждение и высокое положение на том свете (в Ахирате) из-за того, что был смирен в этом мире.

Просим Аллаха сделать нас терпеливыми во взаимоотношениях с людьми.

 

Мухаммад Шихмагомедов

По материалам: https://islamdag.ru/

Комментарии Вход