Лучший пример в повседневной жизни: Соблюдение прав человека

27 июль 2020 192 0
Режим чтения

«Когда раздастся оглушительный звук трубы, человек побежит от брата своего, от матери своей и от отца своего, от жены и детей своих» (Сура «Абаса», 80/34-36)

Попрание человеческих прав, оскорбление чести и достоинства человека является одним из смертных грехов. Что примечательно, Аллах не прощает причинение вреда, обиды, нарушения прав личности. Простить может лишь тот, кому причинили обиду или задели честь.

Пророк Мухаммад , посланный на нашу планету как совершенный образец для подражания, был очень осторожен в этом отношении, так как он не хотел предстать пред Всевышним, оставив на этой земле разбитые сердца и попранные чувства. Как передает один из верных сподвижников Пророка Мухаммада Абу Зарр (радыйаллаху анху):

«Как-то Пророк Мухаммад во время похода на Таиф вернулся домой и попросил приготовить его верблюда по прозвищу Касва. Подведя к Пророку Мухаммаду верблюда, я помог сесть ему и передал поводья в руки. Затем я уселся сзади. В пути Пророк Мухаммад часто понукал верблюда, слегка ударяя плеткой по бокам, но, так как я сидел сзади, каждый удар приходился и по мне. Видимо, почувствовав что-то, он спросил у меня:

– Может быть, плетка задела тебя?

Я без тени колебаний ответил:

– Да, задела. Пусть мои родители будут жертвой на твоем пути.

Когда мы подъехали к местечку Джирания, то заметили стадо животных, попавших к нам в качестве трофеев. Пророк Мухаммад спросил о чем-то у главного из погонщиков, на что тот дал обстоятельный ответ. Затем Пророк Мухаммад обернулся и спросил:

– А где Абу Зарр?

Когда я ответил, что нахожусь рядом, он приказал мне:

– Возьми этих животных! Это тебе компенсация за удары плеткой, нанесенные мною тебе.

Я пересчитал животных и обнаружил, что мне выделили ровно сто овец. Именно благодаря этим животным я пережил тяжелые времена, ибо Аллах даровал мне благоденствие» (Вакиди, III, 939).

Этот случай демонстрирует верх великодушия и ответственности, присущие Пророку Мухаммаду в отношениях с окружающими. Этот поступок Пророка Мухаммада наглядно показывает человечеству, с какой деликатностью нужно относиться к чувствам людей. Если бы люди относились друг к другу с подобной деликатностью, то этот мир превратился бы в райский уголок.

Харб бин Сурайдж, не упоминая имени человека, рассказал следующую историю, содержащую в себе сообщение о том, что ущемление человеческих чувств и прав влечет за собой тяжелое наказание:

«Подъехав к окрестностям города Медины, я решил переночевать в живописной долине. Здесь я невольно стал свидетелем спора, связанного с куплей-продажей овцы, между двумя путниками. Продавец настойчиво просил покупателя угостить людей.

В этот момент я впереди заметил путника и сказал себе, что это, возможно, тот самый человек из Хашимитов, который сеет рознь между людьми. Когда мы сблизились, я увидел, что этот путник имеет привлекательную внешность: открытый лоб, тонкий нос, брови вразлет, а вся его одежда состояла из двух кусков ткани, которыми он обернул свое тело. Подойдя к нам, он воздал традиционное приветствие. Мы, согласно этикету, ответили тем же. Через некоторое время продавец обратился к нему:

– О Посланник Аллаха! Скажи ему, чтобы он угостил меня!

Но Пророк Мухаммад , протянув руки, сказал:

«Владельцем этого имущества являетесь вы сами. Мне бы не хотелось, чтобы в Судный день мне навстречу вышел один из вас с обвинением в неблаговидных поступках. Да будет милость Аллаха над теми людьми, которые при купле-продаже, при вынесении важных решений и судебной тяжбе постоянно относятся к другим с пониманием».

Эта речь Пророка Мухаммада настолько сильно подействовала на рассказчика, что он пошел за ним вслед и задал ему несколько вопросов касательно Ислама. В конце концов, он, воскликнув: «как прекрасно то, к чему ты призываешь», стал мусульманином. Напоследок, не сдержавшись, он промолвил:

«До разговора с ним на этой земле не было человека, более ненавистного, чем Пророк  Мухаммад . А теперь я люблю его больше своих родителей, детей и всего человечества!» (Хайсами, IX, 18).

Нельзя ущемлять чужие права, унижать и обижать людей, ублажая чувство собственного достоинства, ибо между Всевышним и обиженным (мазлум), обделенным нет никакой преграды. Как писал М. Раиф в одном из своих стихотворений:

Будь осторожен, вздохнув в отчаянии «ах»!

Один только возглас «ах» приводит к гневу Аллаха.

Один только возглас «ах» сотрясает небеса,

Один только возглас «ах» может разрушить Вселенную!

Пророк Мухаммад особое внимание уделял правам человека и предупреждал своих сподвижников о том, чтобы перед смертью каждый человек рассчитывался с долгами и воздавал каждому по заслугам:

«Если кто-нибудь обидел или обманул брата по вере, если на душе другой грех, то пусть до наступления Судного дня, дня, когда не будет пользы от горы золота или серебра, попросит прощения у обиженного собрата. В противном случае у обидчика заберут все праведные поступки (если таковые есть) и отдадут оскорбленному. А если же нет хоть какого-нибудь доброго дела, то все грехи обиженного будут взяты и возложены на плечи виновного» (Бухари, Мазалим, 10).

Тот, кто унизил или оскорбил кого-нибудь, пусть обязательно попросит прощения у обиженного, а затем помолится Аллаху о прощении, так как в Судный день каждому воздастся по заслугам. Настоящее банкротство – это то состояние, о котором сообщается в вышеизложенном хадисе. Поэтому, наряду с регулярным выполнением религиозных предписаний, нужно избегать запрещенных законами Ислама поступков. Пророк Мухаммад говорил:

«Настоящий правоверный — это тот человек, который ни словами, ни действиями не причиняет никому вреда» (Бухари, Иман, 4-5).

Этим высказыванием Пророк Мухаммад еще раз подчеркнул значимость человеческого достоинства. А что касается тех, кто, невзирая на всяческие предупреждения, продолжает сеять смуту и причинять людям неудобства, на том свете их ждут суровые наказания. Однажды Пророк Мухаммад воскликнул:

«Клянусь, Аллах не даст войти в райские сады тому, кто посягнул на чужие права, и отправит его гореть в адском пламени».

Один из присутствующих спросил: «Даже если это будет незначительная вещь?» Пророк Мухаммад дал следующий многозначительный ответ: «Да, даже если это будет веточка хурмы!» (Муслим, Иман, 128).

Присвоение или нецелесообразное использование государственного и общественного имущества также является одним из видов посягательств на чужие права. Особенно это касается лиц, которые работают в сфере социальной поддержки и услуг населения. По этому поводу существует довольно-таки серьезное предупреждение Пророка Мухаммада . Нижеследующая история очень назидательна с этой точки зрения.

Пророк Мухаммад отправил одного из своих сподвижников по имени ибн Лутбия, который был выходцем племени Азд, собирать годовые налоги. Этот человек добросовестно выполнил данное поручение и пришел к Пророку Мухаммаду . Указав на часть собранных средств, он сказал:

– Это ваша доля, а это моя, так как люди подарили мне по своей доброй воле.

Пророк Мухаммад сильно огорчился, а затем, взойдя на минбар мечети и произнеся славословие Аллаху, обратился к присутствующим со следующей речью:

«Я, как посланник Всемогущего и  руководитель народа, облечен высшей властью. Трудясь на благо народа, и влекомый чувством ответственности, я направил одного из правоверных на сбор налогов. Однако он, вернувшись с задания, заявляет мне, что некая часть дана ему в качестве подарков, а остальная принадлежит вам. Если этот человек говорит правду, то я хотел бы видеть, как он сидит в родительском доме, а эти подарки несут к нему домой. Клянусь Аллахом, если кто-то из вас возьмет что-либо не по праву, в Судный день он предстанет перед Всевышним Аллахом, нагруженным теми средствами, которые были приобретены незаконным путем. Это может быть ревущий верблюд, мычащая корова или же блеющая овца!».

 Затем Пророк Мухаммад , подняв руки вверх, воскликнул:

«О Аллах! Разве я не сообщил народу истину?» (Муслим, Имара, 26; Бухари, Закят, 3).

В этой истории внимание слушателей акцентируется на том, что подарки, получаемые государственными служащими, никак не могут являться личной собственностью, ибо с юридической точки зрения закят и подношения совершенно разные вещи. Поэтому служащие, назначенные сборщиками налогов, обязаны быть очень и очень осторожными. Налоги являются собственностью народа, и поэтому в Исламе присвоение даже небольшой суммы соотносится со смертным грехом.

Следующая история, запечатленная в архивных документах, показывает, насколько наши предки прониклись осознанием важности соответствия поступков заложенным Божественными указаниями  этическим нормам и правилам. Правитель Османской империи султан Вахдаддин взял из личной библиотеки книгу под названием «Кыямат наме». Но, когда, ввиду сложившейся общественно-политической обстановки, был вынужден покинуть Родину, он вместе с распиской принес в государственную казну и книгу, историческая ценность которой оценивалась в два миллиона золотых монет. Близкие родственники сказали ему:

– О падишах! Все вещи и драгоценности, которые хранятся в казне, были подарены правителями различных государств. Тогда как данная книга является вашей личной собственностью. Кроме того, мы хотели бы сообщить вам, что нашелся покупатель, который готов уплатить за нее три миллиона золотом. Принимая во внимание сложившуюся ситуацию, с вашей стороны было бы разумно сохранить эту книгу среди личных вещей.

Выслушав советы близких людей, султан Вахдаддин дал следующий изумительный ответ, смысл которого полностью соответствует учению Пророка Мухаммада :

– Вы правы! Книга, о которой идет речь, из личной библиотеки и никто не имеет права требовать у меня отчета о состоянии моей собственности. При всем этом позвольте мне заметить: если бы мои предки не восседали на этом троне и не являлись правителями нашего государства, то кто бы преподнес им такие ценные подарки? Вот поэтому эти драгоценности и бесценные сокровища принадлежат не только мне, но и моему народу. Посему я не могу посягнуть на права моего народа! (Кадир Мысыроглу, «Была ли лозанская победа поражением?»)

Описанный исторический факт является ярким подтверждением тому, что учение Пророка Мухаммада  , который и по сей день является блестящим примером для подражания, сохранилось, даже несмотря на то, что после смерти Пророка Мухаммада прошло много времени. Его идеи и советы всегда почитались истинными правоверными.

Рассказывает Умар бин Хаттаб (радыйаллаху анху):

«Это было в день битвы за Хайбар. К Пророку Мухаммаду подошли сподвижники и, обращаясь к нему, сказали:

– Вон тот павший правоверный – шахид (павший за веру). Другой воин, лежащий рядом, также является шахидом.

Указывая на тело лежащего поодаль третьего воина, сподвижники опять сказали:

 – Это лежит шахид.

 Однако Пророк Мухаммад возразил:

– Нет, это не совсем так, так как я видел его в аду в накидке, которое он взял без спроса из трофеев (Муслим, Иман,182).

Бесспорно, смерть за веру таит в себе множество достоинств. Одно из них – это прощение всех грехов. Не прощаются только те поступки, при которых были нарушены социальные права общества или отдельного индивида. Вот поэтому Пророк Мухаммад сообщил, что человек, взявший без разрешения из общественной казны плащ, а затем павший в бою с язычниками смертью храбрых, несомненно, попадет в адскую геенну. Тем самым Пророк Мухаммад подчеркивает, что посягательство на чужое имущество и попрание человеческих прав никогда не прощаются.

У Пророка Мухаммада был чернокожий невольник по имени Мидам, который прислуживал ему. Его когда-то подарил Пророку Мухаммаду   Рафии бин Зайд аль-Джузами. Однажды этот невольник снимал поклажу своего хозяина с верблюда, и вдруг шальная стрела попала прямо в него и сразила его наповал. Собравшиеся мусульмане, выражая свое восхищение и даже зависть, воскликнули:

– О, Мидам! Да будет благословенна твоя смерть! Тебе обеспечен райский сад! Нет никаких сомнений в том, что слуге Пророка Мухаммада обеспечен рай!

Пророк Мухаммад , услышав возгласы своих сподвижников, остановил их, сказав:

– Нет, ваше мнение не совсем верно! Клянусь Аллахом, повелевающим моей душой, что я отчетливо вижу, как над Мидамом горит ковер. В день битвы за Хайбар Мидам взял этот ковер еще до раздела добычи между воинами.

Мусульмане, услышав это, сильно перепугались. Некий бедуин принес Пророку Мухаммаду  один или два шнурка от обуви, сказав при этом:

– О Посланник Аллаха! Я тоже взял эти шнурки для своей обуви еще до раздела добычи.

Пророк Мухаммад ответил ему:

– И тебя ждет в аду одна или два шнурка из огня Ада  (т.е, из-за них тебя ожидает наказание)» (Бухари, Айман, 33; Муслим, Иман, 183).

Ни один смертный, даже если это будет сподвижник Пророка Мухаммада , который все время был с ним рядом, не застрахован от адской геенны, куда может попасть за свои проступки. Как явствует из рассказа, описанного немного выше, сподвижники испытывали мучения за то, что без разрешения взяли вещи из общественной казны, ибо такие поступки считаются одним из смертных грехов. Поэтому Пророк Мухаммад , особо акцентируя внимание слушателей об огромной значимости подобных деяний, говорил:

«Некоторые люди пытаются завладеть имуществом, не имея на это никакого права, тогда как в Судный день это доставит одни только мучения» (Бухари, Хумус, 7)

Одним из деликатных моментов, когда нарушаются чужие права, являются различные спорные ситуаций, в которых необходимо срочно разобраться и затем вынести правильное решение. При возникновении конфликтной ситуации или спора дело обычно передают в суд. В ходе судебного разбирательства и виновный, и невиновный – каждый старается оправдать свои действия, в результате чего одна сторона выигрывает, а другая проигрывает. Однако один и тот же вопрос всегда волнует честного судью:  правая сторона выиграла суд или же виновная? Посланник Аллаха особо серьезно предупреждал в этом отношении своих последователей, говоря им:

«Я всего лишь простой смертный. Вы приходите ко мне для того, чтобы я решил ваши споры. Возможно, вы знаете, что некоторые люди обладают даром красноречия, используя которое, легко убеждают слушателей. Поэтому могут лучше других объяснить положение дел. Так вот, я выношу решение в чью-то пользу, основываясь на ваши же слова. Если же, опираясь на ваши доводы, я вынес неправильное решение и разрешил спор в пользу неправого, то знайте, что одновременно я выделил ему кусочек ада!» (Бухари, Шахадат,27)

В одном из хадисов приведено следующее высказывание Пророка Мухаммада : «Мы выносим решение, опираясь при этом на наглядные факты, а действительное положение дела знает лишь Сам Аллах».

Как следует из данного хадиса, мирские проблемы необходимо решать исходя из очевидных, наглядных фактов. Обыкновенный человек никогда не сможет узнать намеренно утаенные нюансы возникшей проблемы или внутреннюю суть произошедшего. Исключение может составить лишь редкий случай, когда Сам Господь перед некоторыми Своими рабами приподнимает завесу, за которой проглядывает действительная картина событий.

Пророк Мухаммад , являясь величайшим Пророком, при рассматривании какого-нибудь судебного разбирательства также был обязан принимать во внимание только явные факты. То есть, Пророк Мухаммад был обязан выслушивать показания свидетелей, и при этом особое внимание уделять доказательствам и аргументам противостоящих сторон. И, если потребуется, требовать у свидетелей произношения клятвы. Ведь только таким образом Пророк Мухаммад мог служить образцом и примером для будущих поколений.

Сразу бы хотелось отметить, что аргументированные высказывания виновных и доказательства, приведенные одной из сторон, могут привести к тому, что вынесенное решение может оказаться ошибочными. В таком случае, как это сказано Пророком Мухаммадом , та сторона, которая, невзирая на вину, выиграла процесс, заслуживает наказания адским пламенем. Поэтому следователю, потерпевшим и виновным — всем нужно быть очень внимательными и осторожными при судебном разбирательстве.

Исламское мировоззрение требует равноправного отношения ко всем людям, не делая никаких различий. Права человека должны соблюдаться независимо от его национальности, религиозных воззрений, политических взглядов и т.д. Об этом свидетельствует следующая история.

Тума ибн Убайрик из племени Зафара украл из дома своего соседа Катады бин Нумана воинские доспехи. Эти доспехи находились в мешке с мукой. Вор взвалил на спину мешок и пошел к себе домой, а затем спрятал ворованные вещи в доме у иудея по имени Зайд бин Самина. Как оказалось, на дне украденного мешка была небольшая дырка, и мука, высыпаясь из мешка, устилала весь обратный путь вора. Хозяин доспехов пришел по следам муки домой к Туме, но, несмотря на тщательные поиски, ничего не смог найти. Когда озадаченный Катада стал настаивать на том, что именно Тума взял доспехи, тот стал клясться всевозможными клятвами о своей невиновности. Однако клятвы не убедили потерпевших, которые неустанно повторяли:

– Нет! Мы уверены, что именно он украл наши доспехи. Мы видели, как глубокой ночью Тума пришел к нам домой и взял доспехи. Кроме того, мы пошли по его следам и отчетливо видели рассыпанную муку.

Пророк Мухаммад попросил Туму поклясться в том, что он не брал доспехи, что тот быстро, не колеблясь, сделал. Поэтому Пророк Мухаммад был вынужден отпустить Туму. Потерпевшие продолжили свои поиски и, наконец, следуя по следам муки, пришли домой к Зайду. Они быстро его схватили и привели к Пророку Мухаммаду . Пойманный с поличным Зайд не стал упираться и признался, что доспехи принес ему Тума бин Убайрик. Это же засвидетельствовала большая группа иудеев. Тогда соплеменники Тумы собрались и сказали друг к другу:

– Давайте пойдем к Пророку Мухаммаду и попробуем переубедить его.

Сородичи Тумы пришли к Пророку Мухаммаду и, стараясь обелить своего родственника, обратились к нему со словами:

– О Посланник Аллаха! Если ты не объявишь иудея вором и не накажешь его, то в этом случае пострадает наш товарищ. А это сильно унизит его, и он низко падет в глазах у всей общины мусульман, а иудей окажется невиновным.

На что Всевышний Аллах ниспослал следующий аят:

وَلاَ تُجَادِلْ عَنِ الَّذِينَ يَخْتَانُونَ أَنفُسَهُمْ إِنَّ اللَّهَ لاَ يُحِبُّ مَن كَانَ خَوَّاناً أَثِيماً

«Не заступайся за тех, которые предают сами себя, ибо, воистину, Аллах не любит ни изменника, ни грешника» (Сура «Ан-Ниса», 4/107)

Таким образом, Господь дал понять Пророку Мухаммаду , кто действительно виновен в этой историй. Однако Тума, вместо того, чтобы покориться воле Аллаха и раскаяться в своем поступке, убежал в Мекку и перешел в старую веру своих предков (Табари, Тафсир, IV, 364-365; Вакиди, 183).

В связи с этими случаями Пророк Мухаммад говорил:

«Да будет проклятие Аллаха над тем, кто обманул людей. Пусть это касается мирских дел, пусть религиозных» (Муслим, Иман, 164)

Согласно положениям исламской юриспруденции, при судебном разбирательстве религиозные убеждения не играют никакой роли. Самое главное – это защита прав человека! А в этом отношении Пророк Мухаммад был очень и очень щепетильным.

Подготовка мусульман к походу на Хайбар, где укрепились местные иудеи, сильно встревожила мединских иудеев, у которых с мусульманами был договор о дружбе и мире. Они поняли, что также, как победа над племенами Каинука, Надир и Курайза лишила их реальной власти, так и битва за Хайбар поставит иудеев в зависимое положение. Тогда иудеи бросились к тем мусульманам, которые брали у них взаймы, и стали требовать возврата долгов.

Абдуллах бин Абу Хадрад был должен иудею Абу Шахму пять дирхемов, которые взял в долг, чтобы купить для своей семьи немного овса. И когда Абу Шахм стал требовать срочной уплаты долга, Абдуллах ответил:

– Дай мне немного времени. Если даст Аллах, то я обязательно выплачу свои долги, так как Пророк  Мухаммад пообещал, что разделит между правоверными воинскую добычу. О, Абу Шахм! Мы идем войной на самый прекрасный город Хиджаза, который известен своими несметными богатствами.

Абу Шахма это сильно разозлило, и он гневно воскликнул:

– Неужели ты принимаешь иудеев Хайбара за тех арабов, с которыми до этого вам пришлось сражаться? Клянусь Моисеевой книгой, что там вас ждут 10000 великолепных воинов.

Абдуллах, в свою очередь, разгневался и закричал: 

– О, враг Аллаха! Находясь под нашей защитой, ты говоришь такие слова! Клянусь, я поведу тебя к Пророку Мухаммаду .

Схватив Абу Шахма, он привел его к Пророку Мухаммаду и сказав: «О Посланник Аллаха! Ты послушай, что говорит этот иудей!», – пересказал услышанное. Пророк  Мухаммад замолчал и не вымолвил ни слова. Только видно было, как у него шевелились губы, но слов не было слышно.

– О Абулькасим (прозвище Пророка Мухаммада ). Этот человек обманывает меня и не возвращает мне долги, — проговорил иудей,

Пророк Мухаммад гневно посмотрел на Абдуллаха и промолвил:

– Отдай ему то, что принадлежит ему по праву!

Абдуллах ответил:

– Клянусь Аллахом, который послал тебя как Пророка на нашу землю, что в данное время я не в состоянии выплатить ему свой долг!

Пророк Мухаммад   повторил:

– Отдай ему то, что принадлежит ему по праву!

Абдуллах взмолился:

– Клянусь Аллахом, который хранит мою душу, что в данное время я не в состоянии выплатить ему свой долг! Я сказал иудею, что ты поведешь нас войной на крепость Хайбар. Поэтому я надеюсь на военные трофеи и по возвращении с похода сразу же выплачу ему свой долг.

Пророк Мухаммад третий раз повторил:

– Отдай ему то, что принадлежит ему по праву!

Абдуллах встал и направился в сторону городского рынка, где снял с себе халат, а сам завернулся в чалму, протянув одежду торговцу, сказал ему:

– Ты купи этот халат!

 Иудей купил у него этот халат за четыре дирхема. А Абдуллах, найдя остальную сумму, выплатил свой долг иудею. (Ибн Ханбаль, III, 423)

Пророк Мухаммад в течение всей своей жизни выказывал подобную деликатность и справедливость в отношении людей и незадолго до своей кончины, во время напутственной речи перед своими сподвижниками, вновь касаясь этой темы, сказал:

«В конце концов, я тоже человек! Вполне возможно, что я обидел кого-нибудь из вас. Если я взял у кого-нибудь что-то, то пусть он подойдет и возьмет из моего имущества свою долю! Знайте, что самый дорогой для меня тот, кто потребовал у меня возмещения убытков, которые, возможно, я нанес ему. Также для меня приятен тот человек, который простил меня за нанесенные обиды, ибо довольства Аллаха я могу достичь только в состоянии умиротворения, прощенный людьми и уплатив все свои долги. Никто из людей не может сказать: «Я боюсь мести и враждебности Пророка Мухаммада». Знайте, что желание мести и агрессивность совершенно мне не присущи! Я не устану стоять среди вас и непрерывно твердить эти слова».

В это время из толпы присутствующих людей встал некий бедуин и сказал:

– Однажды у тебя попросили милостыню, и ты повелел мне дать просителю три дирхема, которые я тотчас дал.

Пророк Мухаммад промолвив:

– Ты говоришь правду! О, Фадл бин Аббас, верни ему три дирхема! – продолжил свою речь:

– О Аллах! Я всего лишь простой смертный! Если я обидел кого-нибудь из мусульман или же ударил кого-то плетью, то сделай мой проступок поводом для искупления грехов этого бедняги и окутай его облаком Своей милости!» (Ибн Ханбаль, III, 400)

«О Аллах! Если я оскорбил кого-нибудь из верующих, то сделай так, чтобы мой проступок стал для этого человека поводом для близости к Тебе!» (Бухари, Даават, 34)

«О, люди! Если кто-нибудь из вас задолжал кому-то, то пусть он встанет и уплатит ему. Пусть он не боится позора, ибо унижение в этой жизни гораздо легче, чем в той, потусторонней жизни» (Ибн Сад, II, 255; Табари, Тарих, III, 191)

Каждый правоверный обязан жить согласно заветам Пророка Мухаммада , который является блестящим образцом для подражания. Нужно быть особо внимательным в отношении соблюдения человеческих прав, чтобы в Судный день из-за обвинения «что они только после тебя не делали» не лишиться внимания Пророка Мухаммада у озера Каусар. Чтобы удостоится милости Аллаха, нужно всегда сеять вокруг семена любви и дарить людям радость и нежность.

 

Доц. Др. Омер Челик, Др. Мустафа Озтурк, Др. Мурат Кая, из книги: «Лучший Пример», том 1, стр. 132-147

По материалам: http://islamdinr.ru/

Комментарии Вход