Медицина и больничное дело в средневековых мусульманских государствах

09 июль 2021 1307 0
Режим чтения

После падения Римской империи медицина в государствах Западной Европы переживала глубокий упадок. Существовавшие ранее больницы были разрушены или разграблены, а накопленные знания, как правило, утрачены. Несколько лучше обстояло дело в Византийской империи, отчасти сохранившей преемственность со времен античности. Но подлинный прорыв в медицине в средние века был совершен мусульманскими учеными и правителями великого Арабского халифата.

Возникновение мусульманской уммы в Аравии уже при жизни пророка Мухаммада (мир ему и благословение) потребовало создания первых медицинских учреждений. Известно, что в 627 году во время многодневной битвы у Рва усилиями Руфайды аль-Асламии — женщины-медика, был создан полевой госпиталь для раненых мусульманских воинов. Аль-Асламия лечила раненых в специально оборудованных палатках. Этот мобильный госпиталь был заранее подготовлен для приема тех, кто пострадал в бою.

К концу VII века Арабский халифат превратился в мировую державу, где наука и образование получили широкое развитие. Среди приоритетов молодого государства было создание развитой сети медицинского обслуживания. Уже в начале VIII века, во времена правления халифа аль-Валида ибн Абд аль-Малика, в Дамаске были построены первые больницы. Они назывались «бимаристан», от персидских слов: «бимар» — больной и «стан» — место. В Египте их называли «мус-ташфаа», в османской литературе постройки медицинского назначения назывались словами «дарюшифа», «дарю'с-сыхха», «шифаханэ», «бимаристан», «бимарханэ» и «тымарханэ».

Мусульманские больницы обслуживали всех людей, независимо от социального положения или религиозной принадлежности. Отказ в медицинском обслуживании был делом неслыханным. Больницы строились в местах с наиболее благоприятным климатом для скорейшего выздоровления пациентов.

Мужчины и женщины помещались в отдельные, но одинаково хорошо оборудованные палаты. Помещения бимаристана, также как и в современных больницах, были разделены на отделения для лечения самых различных заболеваний. Были там также хирургические отделения, где оперировали больных. Пациентов обслуживал персонал одного с ними пола.  В каждой больнице был лекционный зал, кухня, аптека, библиотека, мечеть, а порой даже часовня для пациентов-христиан.

В мусульманских государствах бимаристаны делились на два типа: мобильные и стационарные больничные учреждения. Стационарные бимаристаны были похожи на те, которые были построены в Багдаде, и представляли собой большие здания с многочисленными подсобными помещениями. Мобильные бимаристаны можно было перевозить, чтобы врачи могли оказать медицинскую помощь тем, кто находился в более отдаленных районах или не мог добраться до стационарных больниц.

Бимаристан был не только местом для лечения пациентов, он также, по сути, являлся медицинским высшим учебным заведением, где проходили теоретическую и практическую подготовку многочисленные студенты. В Арабском халифате куратором медицинских учреждений, был непосредственно халиф, который устанавливал правила, включая получение документа на право заниматься лечебной практикой.

Говоря о развитии медицины в исламском мире, современный исследователь Л.Аблазов отмечает:

«Развитие больниц в исламе связано с мусульманским милосердием и сочувствием к больным и нуждающимся, забота о них считалась священным долгом. Строительство и содержание больниц в исламе являлось богоугодным делом. Визирь ильханов Рашид ад-Дин ат-Табиб (1247–1318) по этому поводу пишет следующее: «Для возмещения этого ущерба и исправления этого вреда, [который приносят болезни], султаны ислама и великие государи устанавливали раздачу содержания и одаривали милостыней, [сооружали] здания с хорошим воздухом и благоустроенные и привлекательные дома. Как средство лечения ради исправления состояния здоровья они собирали лекарства и экстракты, привлекали знающих врачей и устраивали удобные и светлые больницы. По причине устройства всего этого [они уготовили] себе [на том свете] бесчисленное количество наград, потому что "кто оживил [душу], тот как будто оживил всех людей"».

В XII веке в Дамаске, недалеко от знаменитой мечети Омейядов, был построен бимаристан Нуриддин, названный так в честь своего основателя, султана из династии Зангидов. В этой больнице, рассчитанной на 300 пациентов, работали десятки квалифицированных врачей и проводились сложнейшие операции. Султан Нуриддин не жалел денег на благое дело, именно поэтому бимаристан в Дамаске был построен как прекрасный дворец с фонтанами и садами. Представляет интерес и тот факт, что бимаристан был построен на деньги, полученные от выкупа попавшего в плен к мусульманам знатного крестоносца.

Арабский историк Ибн Абу Усайбиа, автор трактата «Истории врачей», сообщает интересные подробности работы бимаристана Нуриддин:

«В бимаристанах все пациенты сначала обследовались во внешнем зале; тем, кто не был тяжелобольным, давали лекарства и отправляли домой; тех, у кого были более серьезные заболевания и сильное недомогание, госпитализировали. Их мыли и давали новую одежду, а старую отправляли на хранение, которую (пациенты) получали после выписки, а также некоторую сумму денег».

Благодаря активным связям между государствами Востока, накопленные знания и традиции исламского врачевания переходили из одной мусульманской страны в другую. Во времена правления Великих сельджуков строительство бимаристанов стало заботой визиря Низама аль-Мулька (1017–1092). Всего за несколько десятилетий его правления больничные комплексы были построены в Багдаде, Ширазе, Бердесире, Кашане, Эбхере, Зенджане, Гяндже, Харране и Мардине.

Золотая Орда – крупнейшее евразийское государство, возникшее во второй половине XIII века, благодаря своим активным связям с сельджуками, Хорезмом, государствами Кавказа и Египтом, не только приняло Ислам, но и впитало в себя культурные и научные достижения мусульманского мира. Известно, что в годы правления хана Мухаммада Узбека (ок. 1283–1341) в одном из крупных культурных и научных центров Золотой Орды, Ургенче, работал крупный лечебный центр. Исследователи  предполагают, что бимаристаны существовали и в других городах золотоордынского государства.

В Крымском ханстве был свой, особый, подход к лечению различных заболеваний. Османский путешественник Эвлия Челеби писал:

«Татарский народ, опасаясь морового поветрия, избегает [больниц]».

Традиционно, большинство крымцев предпочитало лечиться настойками трав и водами (гидротерапия). Вместе с тем существовали и небольшие больницы. Об одной из них есть краткое упоминание у Челеби:

«Около мечети Сахиб Гирай хана (в Бахчисарае) есть больница в пару комнат, там присматривают за больными».

Вероятно, наиболее значимой фигурой в истории крымской медицины является Хеким Мехмед Недаи, автор многочисленных научных трудов, специалист по лечению детских болезней. На протяжении нескольких столетий его медицинский трактат «Менафиу-н Нас» пользовался широкой известностью в научных кругах мусульманских стран, а лечебные методики применялись далеко за пределами Крыма.
 

Александр Степанченко

По материалам: https://islam.plus/

Комментарии Вход