О важности хиджаба и потуплении взора!

20 июль 2023 503 0
Режим чтения

Содержи сердце в чистоте, и пусть твой взгляд будет прекрасным и добрым. Не смотри на харам и на тех, кто не является тебе махрамом. Ибо предписано в Кyр`ане:

قُلْ لِلْمُؤْمِنِينَ يَغُضُّوا مِنْ أَبْصَارِهِمْ وَيَحْفَظُوا فُرُوجَهُمْ ۚ ذَٰلِكَ أَزْكَىٰ لَهُمْ ۗ إِنَّ اللَّهَ خَبِيرٌ بِمَا يَصْنَعُونَ

«Скажи [Мухаммад] верующим мужчинам, чтобы опускали взгляд (при виде того, на что им нельзя смотреть) и оберегали свои половые органы (от запретного). Это чище для них. Поистине, Аллах знает обо всем, что они (Его рабы) делают (и за все будет отчет)» (Сура «ан-Нур», 30)

Имам ан-Насафи пишет: «Прелюбодеяние упомянуто особо, потому что не может быть оправдания для его совершения. А смотреть на лицо женщины и кисти ее рук при необходимости разрешается». (См.: «Мадарикут-танзиль уа хакаикут-таауиль», стр. 777)

Джарир аль-Баджали передает, что спросил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) про случайный взгляд и он повелел ему отвести взор. («Сахих» Муслима, №2159)

Поэтому если взгляд человека упал на запретное, то ему следует сразу отвести взгляд в сторону.

Имам Ибн Касир пишет: «Так как взгляд (на запретное) приводит к гибели сердца, многие саляфы говорили, что взгляд – это стрела, пущенная в сердце. Поэтому Всевышний Аллах велел оберегать свой взгляд так же, как велел оберегать половые органы» (См.: «Тафсир аль-Куран аль-Азим», 5/524)

وَقُلْ لِلْمُؤْمِنَاتِ يَغْضُضْنَ مِنْ أَبْصَارِهِنَّ وَيَحْفَظْنَ فُرُوجَهُنَّ وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا مَا ظَهَرَ مِنْهَا ۖ وَلْيَضْرِبْنَ بِخُمُرِهِنَّ عَلَىٰ جُيُوبِهِنَّ ۖ وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا لِبُعُولَتِهِنَّ أَوْ آبَائِهِنَّ أَوْ آبَاءِ بُعُولَتِهِنَّ أَوْ أَبْنَائِهِنَّ أَوْ أَبْنَاءِ بُعُولَتِهِنَّ أَوْ إِخْوَانِهِنَّ أَوْ بَنِي إِخْوَانِهِنَّ أَوْ بَنِي أَخَوَاتِهِنَّ أَوْ نِسَائِهِنَّ أَوْ مَا مَلَكَتْ أَيْمَانُهُنَّ أَوِ التَّابِعِينَ غَيْرِ أُولِي الْإِرْبَةِ مِنَ الرِّجَالِ أَوِ الطِّفْلِ الَّذِينَ لَمْ يَظْهَرُوا عَلَىٰ عَوْرَاتِ النِّسَاءِ ۖ وَلَا يَضْرِبْنَ بِأَرْجُلِهِنَّ لِيُعْلَمَ مَا يُخْفِينَ مِنْ زِينَتِهِنَّ ۚ وَتُوبُوا إِلَى اللَّهِ جَمِيعًا أَيُّهَ الْمُؤْمِنُونَ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ

«Скажи [Мухаммад] верующим женщинам, чтобы опускали взгляд (при виде того, на что им нельзя смотреть) и оберегали свои половые органы (от запретного). Пусть они не выставляют напоказ свои украшения, помимо того, что видно. И пусть прикрывают покрывалом вырез на груди (покрывая голову, шею и грудь) и не показывают свою красоту никому (то есть все тело, кроме лица и кистей рук), кроме своих мужей, отцов, свекров, сыновей, сыновей своих мужей, братьев, сыновей братьев, сыновей сестер или своих женщин, рабов, стариков, не испытывающих вожделения, и детей, которые не осознают женской наготы. И пусть они (мусульманки) не стучат ногами, сообщая об украшениях, которые скрывают. О верующие! Кайтесь перед Аллахом вы все, чтобы обрести успех» (Сура «ан-Нур», 31)

Имам ан-Насафи пишет: «Женщинам приказано опускать взгляд, и ей запрещено смотреть на участки тела между пупком и коленями у постороннего мужчины. А если есть искушение, то ей нельзя смотреть на чужого мужчину вообще. И ей предпочтительно вообще не смотреть на чужих мужчин. Женщине нельзя смотреть на такую же область у другой женщины. И сначала Всевышний упоминает защиту взгляда (от запретного), а потом защиту половых органов, потому что взгляд – это предвестник прелюбодеяния и греха» (См.: «Мадарикут-танзиль уа хакаикут-таауиль», стр. 777)

В наше время из-за распространения фотографий женщина раскрывает себя чужим мужчинам, даже не выходя из дома. Социальные сети нанесли непоправимый ущерб мусульманскому обществу и его нравственным основам. И первым шагом к этому разложению и духовной гибели стал взгляд на запретное.

 

«Пусть они не выставляют напоказ свои украшения»

Имам ан-Насафи пишет: «Речь идет о том, чем женщина себя украшает, будь то драгоценности или рисунки хной. И смысл аята в том, чтобы не оголять места, на которых находятся драгоценности и украшения, потому что показывать сами драгоценности дозволено. Отсюда следует, что в аяте подразумеваются места, на которых их носят. И эти места: голова, уши, шея, грудь, локти, плечи и т. д.» (См.: «Мадарикут-танзиль уа хакаикут-таауиль», стр. 777)

«Помимо того, что видно»: это кисти рук и лицо. И постороннему мужчине можно смотреть на них, если нет опасности искушения, согласно одному из мнений. Однако — по другому мнению — это все равно запретно, потому что опасность искушения есть всегда» (См.: «Тафсир Джалялейн»)

Имам ан-Насафи приводит в своем тафсире толкование этих слов в соответствии с ханафитским мазхабом фикха. Он пишет: «За исключением того, что обычно открывается. И это лицо, кисти рук и стопы ног, потому что трудно постоянно их скрывать. Женщина часто вынуждена что-то трогать руками, и ей может быть нужно открыть лицо, например, для свидетельства при заключении брака. И ей может быть нужно оголять стопы при ходьбе по улице, особенно если она бедна (у нее может не быть обуви)» (См.: «Мадарикут-танзиль уа хакаикут-таауиль», стр. 777-778)

«И детей, которые не осознают женской наготы»: речь идет о тех, кто еще не достиг половой зрелости и не понимает интимных вопросов. Однако дети, которые близки к половой зрелости, подобны в этом вопросе взрослым мужчинам» (См.: «аль-Джами’ ли-ахкам аль-Куран», 15/226)

Причина ниспослания этого аята — в том, что женщины до Ислама покрывали голову, но оставляли шею и грудь открытой. Это похоже на то, как некоторые мусульманки в наши дни надевают на голову вместо полноценного хиджаба косынку или тюрбан. Им следует знать, что это – обычай доисламской эпохи джахилии и так делать неправильно.

Имам аль-Куртуби пишет: «Женщины в то время набрасывали покрывало (химар) на голову, заводя его концы за спину. Ан-Наккаш говорил: «Так же поступали набатейские женщины (древний семитский народ, живший на территории современной Иордании) — они покрывали голову так, что шея, горло и уши оставались открытыми. Поэтому Всевышний Аллах велел женщинам покрывать эти части тела». Женщине необходимо набросить на вырез на груди и шею концы платка, чтобы прикрыть их. Имам аль-Бухари передает, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила: «Пусть Всевышний Аллах помилует первых женщин-переселенок. Когда был ниспослан аят: «И пусть прикрывают покрывалом вырез на груди», — они сразу же порвали свои покрывала, чтобы прикрыть ими голову и грудь.

Однажды случилось так, что к Аише пришла Хафса бинт Абдур-Рахман (да будет доволен ими Всевышний Аллах), шея которой была прикрыта просвечивающей тканью. Аиша разорвала на ней это тонкое покрывало и сказала: «Следует набрасывать плотную (непросвечивающую) ткань, чтобы закрыть их (горло и шею)» (См.: «аль-Джами’ ли-ахкам аль-Куран», 15/215)

И Всевышний Аллах говорит в другом аяте:

يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ قُل لِّأَزْوَاجِكَ وَبَنَاتِكَ وَنِسَاءِ الْمُؤْمِنِينَ يُدْنِينَ عَلَيْهِنَّ مِن جَلَابِيبِهِنَّ ۚ ذَٰلِكَ أَدْنَىٰ أَن يُعْرَفْنَ فَلَا يُؤْذَيْنَ ۗ وَكَانَ اللَّـهُ غَفُورًا رَّحِيمًا

«О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих, чтобы они опускали свои покрывала. Так их легче будет отличить (от рабынь и женщин легкого поведения), чтобы не причинить им обиды. Аллах — Прощающий, Милующий (верующих)». (Сура «аль-Ахзаб, 33 / 59)

Слово «джильбаб» (мн. ч. — джалябиб) в этом аяте имеет несколько толкований:

а) Передано от Ибн Аббаса (да будет Аллах им доволен), что это верхняя одежда, закрывающая все тело с головы до ног.

б) По мнению Ибн Джубейра и некоторых других ученых, это слово является синонимом слов «мильхафа» и «микнаа», которые означают покрывало, закрывающее все тело, в том числе и лицо. (См.: Тафсир «Куран-и-Меджид»)

Иными словами, речь идет о женской одежде, которую мы сегодня знаем под названием «хиджаб». Ученые предъявляют к женской одежде ряд условий:

а) Необходимо, чтобы она закрывала все тело от головы до кончиков пальцев ног. Насчет обязательности закрывания лица, кистей рук и ступней у ученых по фикху есть разные точки зрения.

б) Одежда должна быть настолько широкой, чтобы не проявлялись очертания тела.

в) Она не должна быть прозрачной.

г) Она не должна привлекать внимания к женщине.

Не имеет значения название одежды: чаршаф, абая, джильбаб, хиджаб, парда и т. п. Главное — чтобы она соответствовала указанным условиям.

 

Берегись предательских взглядов

Уважаемый брат и сестра, берегись предательских взглядов своих, потому что Всевышний знает о вероломстве глаз. Сказано в Священной Книге:

يَعْلَمُ خَائِنَةَ الْأَعْيُنِ وَمَا تُخْفِي الصُّدُورُ

«Он (Аллах) знает о предательстве глаз (взгляде на запретное) и о том, что скрывают сердца» (Сура «аль-Му`минун, 40 / 19)

Человек может скрыть грех от других людей, обмануть государство или суд, но скрыть в глубине сердца свои помыслы от Всевышнего Аллаха не сможет никто.

 

Не используй брови и глаза, погружаясь в омут сплетен и осуждения

Пусть взгляд твой будет светлым, пусть глаза твои не оскорбляют творения Всевышнего, и нет разницы, человек это или животное. Ибо аят предупреждает:

وَيْلٌ لِكُلِّ هُمَزَةٍ لُمَزَةٍ

«Горе всякому клеветнику, хулителю» (Сура «аль-Хумаа», 104 / 1)

Словом «هُمَزَة» обозначают человека, который ругает других за спиной, а словом «لُمَزَة» — того, кто ругает людей в лицо. Ибн ‘Аббас сказал: هُمَزَةٍ لُمَزَةٍ «Хулитель и обидчик, значит порочащий и порицающий, т.е. осыпает бранью и дискредитирует кого-либо»

Всевышний Аллах обещает мучительное наказание за большой грех покушения на честь человека: запрещено ругать, оскорблять и унижать другого, распускать и распространять сплетни о нем. К сожалению, мусульмане в наши дни часто забывают об этом, и всевозможные грехи языка очень распространены среди нас. (См.: «Тафсир аль-Куран аль-Азим»)

 

Не засматривайся на то, что не принадлежит тебе

В этом мире ты проходишь испытание, поэтому не задерживай взгляд на суетном богатстве, остерегайся сглаза, не стремись подтолкнуть в пропасть тех, кому ты завидуешь. В Кyр`ане сказано:

وَإِنْ يَكَادُ الَّذِينَ كَفَرُوا لَيُزْلِقُونَكَ بِأَبْصَارِهِمْ لَمَّا سَمِعُوا الذِّكْرَ وَيَقُولُونَ إِنَّهُ لَمَجْنُونٌ

«Воистину, неверные готовы низвергнуть тебя [наземь злыми] взглядами, когда слышат назидание (т. е. Коран), и восклицают: «Воистину, Он — одержимый!»» (Сура «аль-Калям», 68 / 51)

Ибн Касир пишет, что язычники Мекки смотрели на Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) с такой завистью и ненавистью, что, если бы не защита Всевышнего, они сглазили бы Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует). Этот аят доказывает, что сглаз — это истина, и происходит по воле Аллаха, о чем сообщается в многочисленных хадисах. (См.: «Тафсир аль-Куран аль-Азим», 4/489)

Хасан аль-Басри говорил, что если над тем, кто пострадал от сглаза, читать 51-ый и 52-ой аяты этой суры, то последствия сглаза по Воле Аллаха пройдут. (См.: Багави. «Ма’алим ат-танзиль», 8/203)

Слыша чтение Кyр`ана, курайшиты исходили злобой и называли Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сумасшедшим.

 

Когда ты разговариваешь, смотри на собеседника 

Не прячь глаза и в то же время не гляди в упор. Направь взгляд на аяты Всевышнего и бери духовные уроки у его созданий. Прислушайся к аяту:

الَّذِينَ كَانَتْ أَعْيُنُهُمْ فِي غِطَاءٍ عَنْ ذِكْرِي وَكَانُوا لَا يَسْتَطِيعُونَ سَمْعًا

«На их глазах была завеса, отделяющая их от поминания Меня (от понимания Кyр`ана). Они были не в состоянии слышать (и воспринимать наставления Пророка)» (Сура «аль-Каф», 18 / 101)

Абу ас-Сууд говорит: «Этот пример указывает, что они отказываются размышлять над доводами и отворачиваются от ясных доводов, как будто они глухи и слепы». (Иршад аль-акль ас-салим, 3/267)

Приучи свои глаза плакать от любви к Творцу, и пусть огонь не коснётся их, не смотри на запретное. Сестра, носи хиджаб! После совершения фардов приблизься к Аллаху с помощью дополнительных поклонений. Благодари за способность видеть и молись, чтобы Аллах каждый раз давал возможность открыть тебе глаза. Ведь как сказал имам Бакр аль-Музани: «О человек, если ты захочешь понять степень той милости, которую тебе оказал Аллах, то просто закрой свои глаза» (Маусу’ату ибн Аби-д-Дунья 1/524).

 

По материалам: http://islamdinr.ru/ 

Комментарии Вход