Оставь спор, и ты останешься в выигрыше

18 март 2021 1878 0
Режим чтения

Спор – это процесс отстаивания каждой из сторон своего мнения, столкновение мнений и попытки убедить оппонента. Однако не всегда удаётся убедить оппонента в правоте, а иногда не удаётся найти хотя бы компромисс в вопросе, отчего спор перерастает уже в конфликт, в борьбу, где каждая сторона состязается в аргументации своей точки зрения, стараясь одержать верх и унизить оппонента, тем самым утвердив своё превосходство.

Обычно признаками такого спора является неприятие истины и желание выйти из спора победителем любым способом, при этом спорщики иногда приводят самые неуместные аргументы, отчего они могут подвергнуть опасности свою религию, достоинство или ухудшить отношения с родственниками.

В чём же причина такой страсти и стремления выиграть спор?

Для этого есть две основные причины. Первая – желание превзойти оппонента в знаниях и достоинстве. Вторая – атаковать соперника, показать публике его немощь.

Первая появляется от гордыни и страсти к величию, что очень опасно для человека, Посланник Аллаха ﷺ сказал, что Всевышний Аллах сказал:

اَلْكِبْرِيَاءُ رِدَائِي وَالْعَظَمَةُ إِزَارِي فَمَنْ نَازَعَنِي وَاحِدًا مِنْهُمَا قَذَفْتُهُ فِي النَّار

«Величие – Мой изар, а гордость – это Моя накидка, Я брошу в огонь того, кто будет соревноваться со Мной в этом» (Абу Давуд, 4090)

Эти слова подразумевают, что величие и гордость являются атрибутами Аллаха, и люди не должны пытаться уподобиться Ему в этом отношении.

Вторая исходит от инстинкта хищника, который побуждает спорящего растерзать и уничтожить оппонента. Оба эти качества с каждым спором укрепляются и пагубно воздействуют на человека, поэтому Посланник Аллаха ﷺ предостерёг нас от споров.

От Абу Умамы (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَنْ تَرَكَ الْكَذِبَ وَهُوَ بَاطِلٌ، بُنِيَ لَهُ قَصْرٌ فِي رَبَضِ الْجَنَّةِ، وَمَنْ تَرَكَ الْمِرَاءَ وَهُوَ مُحِقٌّ، بُنِيَ لَهُ فِي وَسَطِهَا، وَمَنْ حَسَّنَ خُلُقَةُ، بُنِيَ لَهُ فِي أَعْلَاهَا

«Для того, кто откажется от лжи, когда он не прав, построят дворец в окрестностях Рая, для того, кто откажется от спора, даже если он прав, построят дворец в центре Рая, а для того, кто усовершенствует свой нрав, построят дворец в верхних его пределах» (Абу Дауд, 4800; Тирмизи, 1993; Ибн Маджах, 51)

То есть оставив спор, мусульманин в любом случае останется в выигрыше, он ничего не потеряет. Помимо этого, оставив спор, он сохранит свою религию, если тема спора религиозная, и это даже станет причиной укрепления его веры. В подтверждение этому приведём два хадиса от имама Ахмада.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

لَا يُؤْمِنُ الْعَبْدُ الْإِيمَانَ كُلَّهُ، حَتَّى يَتْرُكَ الْكَذِبَ فِي الْمُزَاحَةِ، وَيَتْرُكَ الْمِرَاءَ وَإِنْ كَانَ صَادِقًا

«Не станет полной вера раба, пока не откажется он от лжи в шутках и от споров, даже если будет говорить правду» (Имам Ахмад, 8615)

В другом хадисе говорится:

مَا ضَلَّ قَوْمٌ بَعْدَ هُدًى كَانُوا عَلَيْهِ إِلَّا أُوتُوا الجَدَلَ

«После того как Аллах наставил народ, он впадал в заблуждение только в спорах» (Тирмизи, 3253)

Многие народы впали в заблуждение по причине споров о религии и книге Аллаха, тем самым заслужив наказание Аллаха. Всевышний Аллах в Священном Кур`ане сказал:

وَإِنَّ الَّذِينَ اخْتَلَفُوا فِي الْكِتَابِ لَفِي شِقَاقٍ بَعِيدٍ

(смысл): «Поистине, те, которые расходятся во мнениях о Писании Аллаха (в его толковании и искажении), однозначно пребывают в далёком от истины расколе, за который предусмотрено строгое наказание» («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Бакара: 176)

Они уверовали в часть писания и не уверовали в другую часть, выгодное скрывали, а невыгодное выносили на свет, спорили с посланниками и учёными, все их споры и разногласия предельно далеки от истины.

Малик бин Анас (да будет доволен им Аллах) сказал:

ليس هذا الجدل من الدين بشيء

«Спор в религии – ничто» (Ибн Муфлих, «Аль-Адаб аш-ар‘ийя», 484; Байхаки 237)

То есть в споре нет пользы для религии, а если бы она была, то великие учёные Ислама первые достойны её, однако они избегали споров и сторонились людей, задававших провокационные вопросы.

Оставив спор, мы будем в безопасности от неприятностей. Суфьян ас-Саври (да помилует его Аллах) говорил:

«Дружи с кем хочешь, затем разозли его в споре, и он непременно обрушит на тебя бедствия, которые сделают твою жизнь невыносимой» (Их'ья ‘улум ад-дин).

Наверняка многие сталкивались с такой ситуацией.

Оставив спор, верующий сохранит хорошие отношения с родственниками и друзьями, что очень ценится в Исламе. Они не будут отравлять друг другу жизнь, будут встречаться со здравыми сердцами, а спор, напротив, может только ухудшить их отношения.

Анас ибн Малик (да помилует его Аллах) также говорил:

«Спор очерствляет сердца и приводит к затаиванию злобы» (Ибн ‘Асакир)

Вот эта затаённая злоба и станет причиной обрушения на вас неприятностей со стороны оппонента в будущем.

Однажды Маймуна бин Махрана спросили: «Как ты не гневаешься на своего брата?» То есть – как ему удаётся жить с ним в согласии? Он ответил: «Я не указываю ему и не спорю» (Ибн Абу Дуня)

Абдурахман бин Абу Лейла (умер в 83 году по хиджре) сказал:

«Я никогда не спорю с моим собеседником, иначе я либо обвиню его во лжи, либо разгневаю его» (Ибн Абу Дун'я).

Потому двери к спору не стоит открывать без необходимости. Если ваш собеседник говорит истину, то примите её, чтобы не оказаться в числе тех, о ком Аллах говорит в Кyр`ане:

وَمَنْ أَظْلَمُ مِمَّنِ افْتَرَىٰ عَلَى اللَّهِ كَذِبًا أَوْ كَذَّبَ بِآَيَاتِهِ

(смысл): «И кто же более несправедлив, нежели чем тот, кто измышляет на Аллаха ложь или отвергает Коран и знамения, которыми Аллах подкрепил Своих посланников, называя их сихром?» (сура Аль-Ан‘ам: 21)

А если он говорит ложь, не касающуюся религии, то умолчать лучше всего.

Но если дело касается религии и человек в состоянии дать оппоненту аргументированный ответ и тем самым защитить религию, пусть сделает это; однако говорить о религии без знаний запрещено.

Вред от спора может быть большим. Проигрыш в споре ввергает человека в печаль, радость на лице соперника от выигрыша нервирует его, сердце переполняется гневом, крепнет потайная злоба, которая при удобном случае может вырваться.

В итоге обе стороны вообще забудут причину спора и перейдут на личности и оскорбления. А наименьший вред от спора для верующего – это постоянные, не покидающие мысли в поклонении и не только. В итоге он спросит себя: «Чего я добился?» Ничего…

Мудрые слова сказал Посланник Аллаха ﷺ:

 ذَرُوا المِراءَ فإنّه لا تُفهم حكمته ولا تُؤمن فتنته

«Оставьте спор, смысл его непонятен, а от смуты его не защититься» (Ибн Аби Дунья)

Лучше всего для предотвращения спора при общении говорить на общие темы, в которых обе стороны лучше разбираются, так велел нам Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах):

‌حَدِّثُوا ‌النَّاسَ ‌بِمَا ‌يَعْرِفُونَ، أَتُحِبُّونَ أَنْ يُكَذَّبَ اللَّهُ وَرَسُولُهُ

«Говорите с людьми о том, что им будет понятно. Неужели вы хотите, чтобы на Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха) стали возводить ложь?» (Бухари, 127)

То есть рассказывайте людям о том, что они понимают, и не рассказывайте о том, что им не понять.

Просим у Аллаха защиты от споров и бесполезных разговоров.

 

Чингиз Шихмагомедов

По материалам: https://islamdag.ru/

Комментарии Вход