Отношение к образованию в Исламе

01 сентябрь 2020 1266 0
Режим чтения

Поиск знаний является священной обязанностью для каждого человека, исповедующего ислам. Первыми словами, которые услышал Заключительный пророк человечества Мухаммад от Всевышнего, стало приказание читать:

«Читай во имя твоего Господа, Который сотворил всё сущее» (сура 96, аят 1).

Этим аятом Аллах призывает всех людей искать знания, работать над собственным интеллектом, стремиться быть грамотными.

Пророк Мухаммад в одном из своих известнейших хадисов говорит:

«Поиск знаний является обязанностью для каждого мусульманина и мусульманки» (Табарани).

То есть в данном случае получение знаний, освоение новых умений характеризуется Посланником Всевышнего как обязательное дело для всех уверовавших в его миссию людей.

Важность образования в исламе подчёркивается не только вышеприведённым аятом из суры «Сгусток». В контексте вопросов равенства, развития и наличия у человека знаний крайне примечателен аят из суры «Толпы»:

«…Скажи: "Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?" Воистину, поминают назидание только обладающие разумом» (39:9)

В другой части текста Священного Кyр`ана говорится о необходимости просить у Аллаха знаний:

«…Господи! Приумножь мои знания» (20:114)

Этот аят напоминает верующему, что он должен на постоянной основе искать знания, поскольку они помогают укреплять его настойчивость в вере и исполнении религиозных обязательств. Свидетельством тому служат аяты из суры «Бакара»:

«Он дарует мудрость, кому пожелает, и тот, кому дарована мудрость, награжден великим благом. Однако поминают назидание только обладающие разумом» (2:269)

Поиск и распространение приносящих общественную пользу знаний обладает свойством, которое позволяет их открывателю пополнять свой список добрых дел и после смерти.

«Когда умирает человек, закрывается книга его деяний. Только три вещи продолжают приносить ему пользу и пополняют список хороших дел – результаты его благотворительной деятельности, открытие знаний, приносящих пользу людям, и набожный ребёнок, который будет молиться за спасение его души» (хадис от Муслима).

Знания как таковые можно разделить на два типа. Первый – это знания своей религии. Второй тип представляет собой специализированное образование, посредством которого можно стать специалистом в конкретной сфере и приносить тем самым пользу обществу. На родителях лежит обязанность обеспечить своих детей обоими типами знаний. При этом нет никакой дискриминации по гендерному, расовому либо национальному признаку. Миссия Пророка Мухаммада стоит выше всего этого, открывая равные возможности для всех.

Примечательно, что Священный Кyр`ан имеет множество аятов, которые содержат в себе научные откровения. Например, в следующем аяте речь идёт о так называемом Большом взрыве, через который, по мнению учёных, произошло образование Вселенной:

«Неужели неверующие не видят, что небеса и земля были единым целым и что Мы разделили их и сотворили всё живое из воды? Неужели они не уверуют?» (21:30)

В другом аяте повествуется о процессе расширения Вселенной, которую Создатель осуществил Своей волей:

«Мы воздвигли небо благодаря могуществу, и Мы его расширяем (или даруем пропитание; или обладаем мощью)» (51:47)

Таким же образом в Священном Кyр`ане находят отражение научные факты, характерные для химии, биологии, ботаники, геологии.

Стоит отметить, что, опираясь на Священное Писание, продвижение образования в массы осуществляется посредством разных форм деятельности, регулируемых напрямую исламским правом. Речь в данном случае идёт о закяте, садаке и вакфе. Так, например, через использование последнего инструмента во многих азиатских, африканских и даже европейских странах успешно происходит становление системы религиозного и светского образования.

Известно, что процесс развития в стране или регионе представляет собой нечто большее, чем простой экономический рост, и напрямую охватывает также социальные, культурные вопросы. В этом смысле образование представляет собой инструмент, обеспечивающий равные возможности и высокий уровень доходов. Разница между подлинным развитием и экономическим ростом заключается как раз в том, что последнее не предполагает устранение социального, экономического неравенства.

Таким образом, ислам предлагает целую систему развития общества, основанную на стимулировании получения знаний. Доказательством тому служит бурный рост научной мысли в мусульманских странах в первые века распространения религии – до того момента, пока слова Всевышнего и Пророка Мухаммада  о ценности знаний не стали искажаться в рамках ряда исламских течений и не привели к застою в этой сфере.

 

По материалам: https://islam.global/

Комментарии Вход