Похвала или комплимент...

09 январь 2024 344 0
Режим чтения

«Давайте говорить друг другу комплименты! Ведь это всё любви счастливые моменты…» 

Кто не помнит этих поэтических строк? А кто умеет правильно делать те самые комплименты? И почему не ограничиться обычной похвалой? 

Похвала и комплимент – проявление хорошего отношения к человеку. Но какая между ними разница?

 

Похвала

Считается, тот, кто хвалит, в какой-то степени берёт на себя роль оценщика. «О, какие добротные у вас окна!» или «Красивые у тебя ботинки!» и пр.

Человек словно заявляет о себе как об эксперте и затем решает, какой «балл» поставить собеседнику. Если «балл» высокий, то это и есть похвала – положительная оценка, но как бы сверху. Это привычно и понятно. При этом не значит, что однозначно плохо (об этом ниже). 

 

Комплимент

Когда человек делает комплимент, он не ставит себя на место знатока и мэтра. Он находится на одном уровне с собеседником и будто приподнимает его, высвечивая в нём некую особенность, которой у него самого нет. «Вау! Ты снова подарил нам маленький праздник!» или «Даже не помню, когда нам меняли кран так аккуратно!» и т. п. 

 

Зачем это надо?

Похвала призвана повысить результативность человека. Она даёт понять, что есть определённая планка, на которую ему стоит равняться. Однако, чтобы похвала была корректной, её должен высказать тот, кто действительно хорошо знаком с вопросом, является специалистом и реально накопил опыт в той области, в которой он хвалит другого. 

В этом случае похвала будет оправданна и эффективна для дальнейшего роста того, кому она адресована.  Комплимент не содержит явного делового компонента. В нём больше эмоциональной поддержки и положительного импульса. Для того, кто его слышит, он становится выходом (пусть кратковременным) из негативного информационного потока, в котором мы все буквально тонем. 

 

Легко или трудно?

В целом хвалить бывает легче, чем делать комплимент. Отчасти потому, что знаток сразу видит, за что́ можно похвалить – он же «ас» в своём деле. К тому же профессионалы бывают готовы делиться опытом. И похвала в какой-то мере – это передача их опыта.

С комплиментом бывает сложнее оттого, что мы не всегда замечаем в собеседнике нечто выдающееся. Этому мешает неосознанная привычка. Наши глаза приучены фиксироваться на недостатках, а язык – их проговаривать. К тому же наше эго не всегда готово признать, что кто-то выгодно от нас отличается. И уж тем более – вслух ему об этом сказать. 

 

Как правильно?

С похвалой всё более-менее понятно. Если вы действительно хорошо знакомы с каким-то делом (вы родитель, педагог, мастер и пр.), то людям, которые у вас что-то перенимают (неважно, какого они возраста), ваша похвала будет важна и полезна. 

Разумеется, нужно подобрать правильную форму и интонацию. Интересно, что одобрение может быть высказано вами не только когда успехи подопечного очевидны, но и когда ему что-то не даётся. Вы, как наставник, уже его подбодрите, если просто отметите его настойчивость или напомните о прошлых успехах. 

Что до комплимента, то сначала не обойтись без тренировки. Да, надо настроить глаза и мозг на поиск в людях их «необыкновенностей». Поверьте, они есть у каждого и хорошо заметны, если на них чаще переключать своё позитивное внимание. 

Затем – идут правила комплимента. Они нестрогие и их немного. Так, комплимент должен быть коротким, даже «стремительным». И ещё, пусть он будет немного недосказанным. Например, вы говорите продавцу-флористу, составившей вам букет: «Ну надо же, как вы это сделали!» Ничего конкретно о её работе не прозвучало. Но она услышала то, что было важно для неё: у неё получился красивый букет, она ловко его собрала или ещё что-то, что дало ей почувствовать её ценность. Были сказаны самые обычные слова, а на душе приятно и у неё, и у вас. 

Сегодня нечасто встретишь людей, которые могут дарить окружающим хоть немного положительной энергии. Как правило, такие люди хорошо владеют умением делать комплименты. 

Через него они дают понять собеседнику, что он не пустое место, что его по-доброму заметили. Их благожелательность становится для людей глотком чистого воздуха. Поэтому они ассоциируются с позитивом и радостью.

 

Не согласны?

Кто-то из читателей возразит, что люди сейчас озлоблены. Скажешь такому комплимент, а он обидится, огрызнётся: «Не троньте меня…»

Увы, бывает и такое. Но здесь выручает один универсальный «инструмент». Это искренность. Когда её нет, то и комплимент с похвалой прозвучат как пустые или даже обидные. А значит, будут не на пользу обеим сторонам.

В любом деле первостепенно намерение человека: для чего он что-то предпринимает. И в жизни беспроигрышно единственное устремление – угодить Всевышнему. Не себе, не другим – только Ему. По сути, в этом и заключаются настоящие искренность и бескорыстие.  Если вот так – бескорыстно, от души – дарить окружающим похвалы и комплименты, то вы сможете отогревать им сердца. Кто же такое оттолкнёт?!

 

Гузель Ибрагимова 

По материалам: https://as-salam.ru/ 

Комментарии Вход