Права и достоинства дочери

15 февраль 2021 314 0
Режим чтения

В религии Ислам дети — это большая милость и радость от господа миров Всевышнего Аллаха. В Священном Кур`ане в суре «Аль-Фуркан» сказано:

وَالَّذِينَ يَقُولُونَ رَبَّنَا هَبْ لَنَا مِنْ أَزْوَاجِنَا وَذُرِّيَّاتِنَا قُرَّةَ أَعْيُنٍ وَاجْعَلْنَا لِلْمُتَّقِينَ إِمَامًا

«Они говорят: "Господь наш! Даруй нам отраду глаз в наших супругах и потомках и сделай нас образцом для богобоязненных"» (25:74).

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Дети ваши – Райские бабочки, которые встретив своего родителя, или родителей, возьмут его за одежду, как я беру тебя за одежду, и не отпустят ее, пока Аллах не введет его родителя в Рай!» (Муслим).

В первую очередь Ислам провозгласил, что все дети, независимо от их пола, являются равными перед своим родителями в правах. Сын и дочь в одинаковой мере имеют право на равное и справедливое отношение со стороны родителей. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) в одном из хадисов сказал: 

«Будьте справедливыми среди своих детей, будьте справедливыми среди своих детей, будьте справедливыми среди своих детей» (Бухари и Муслим).

В другом хадисе сообщается, что сподвижник пророка ан-Ну`ман бин Башир сказал:

«Однажды мой отец сделал мне подарок, но Амра бинт Раваха сказала: «Я не соглашусь с этим, пока ты не попросишь Посланника Аллаха засвидетельствовать дарение.

Тогда мой отец пришел к Посланнику Аллаха и сказал: «Я сделал подарок моему сыну от Амры бинт Равахи, но она сказала мне, чтобы я призвал в свидетели тебя, о, посланник Аллаха».

Пророк спросил: «А сделал ли ты такие подарки и всем остальным своим детям?»

Мой отец сказал: «Нет».

Тогда пророк сказал: «Побойтесь Аллаха и будьте одинаково справедливы ко всем остальным детям». После чего мой отец вернулся обратно и забрал свой подарок» (Бухари, данный хадис имеет несколько риваятов).

Проявление любви к одному ребенку или больше к мальчику в семье, чем к дочери, противоречит Исламу, его принципам справедливости и равенства между детьми. Ислам не делает никаких различий между детьми, все они равны между собой. В современном мире, в истории человечества в большинстве семей нередко при рождении сына проявляют больше радости, чем при рождении дочери.

В доисламский период, в эпоху невежества, рождение дочери считалось чем-то унизительным и плохим, среди арабов был обычай закапывать живую дочь в землю. В Кур`ане в суре «Ан-Нахль» сказано:

وَإِذَا بُشِّرَ أَحَدُهُمْ بِالأُنثَى ظَلَّ وَجْهُهُ مُسْوَدًّا وَهُوَ كَظِيمٌ

يَتَوَارَى مِنَ الْقَوْمِ مِن سُوءِ مَا بُشِّرَ بِهِ أَيُمْسِكُهُ عَلَى هُونٍ أَمْ يَدُسُّهُ فِي التُّرَابِ أَلاَ سَاء مَا يَحْكُمُونَ

«Когда кому-либо из них сообщают весть о девочке, лицо его чернеет, и он сдерживает свой гнев. Он прячется от людей из-за дурной вести. Оставит ли он себе ребенка с позором или же закопает ее в землю? Воистину, скверны их решения! » (16: 58-59).

Ислам исправил положение и изменил статус девочки в семье. С приходом Ислама был запрещен обычай закапывания дочери. Согласно Исламу, рождение дочери это - большая милость от Всевышнего Аллаха. В Кур`ане в суре «Аш-Шура» в 49-ом аяте сказано:

لِلَّهِ مُلْكُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ يَخْلُقُ مَا يَشَاء يَهَبُ لِمَنْ يَشَاء إِنَاثًا وَيَهَبُ لِمَن يَشَاء الذُّكُورَ

«Аллаху принадлежит власть над небесами и землей. Он творит, что пожелает. Он одаряет, кого пожелает, потомством женского пола, и одаряет, кого пожелает, потомством мужского пола».

В этом аяте Всевышний Аллах упомянул в первую очередь рождение дочери, а потом уже сына, возвышая этим статус девочки и подчеркивая, что рождение дочери в семье большое благословение и милость от Него.

В истории Ислама тема взаимоуважения отца и дочери прекрасно раскрыта на примере отношения Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) к своей дочери Фатиме. Изучая их поведение, мы можем моделировать свои отношения в семье и «получать благодатные плоды в виде уважения, открытости и любви в семье». Пророк Мухаммад очень любил своих дочерей и хорошо относился к ним. Аиша, жена Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) передает:

«Когда Пророк Мухаммад видел, что дочь Фатима идет к нему, он приветствовал её, вставал и целовал, брал её руки и сажал на то место, где сидел сам».

Дочь обладала определенными правами в семье. Прежде всего, это касается того, что родители ответственны перед детьми, они обязаны заботиться о своих дочерях, кормить, одевать, дать хорошее образование и воспитание. Слова пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) напоминают родителям ту ответственность, которую они несут:

«Каждый из вас является пастухом и каждый из вас несёт ответственность за свою паству. Имам является пастухом и несёт ответственность за свою паству, мужчина является пастухом для своей семьи и несёт ответственность за свою паству, женщина является пастухом в доме своего супруга и несёт ответственность за свою паству, слуга является пастухом для имущества своего хозяина и несёт ответственность за свою паству, и каждый из вас является пастухом и несёт ответственность за свою паству» (Бухари, Муслим, Абу Дауд).

Дочь имеет право на учебу и образование. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:

«Поиск знаний является обязанностью для каждого мусульманина и мусульманки» (Табарани).

Этот хадис касается как мужчин, так и женщин.

Дочь в мусульманской семье имеет право выбора будущего мужа. Согласие дочери обязательно при выборе жениха. Отец или её опекун не могут принудительно выдать дочь замуж против её воли, не спросив ее согласия.

Аиша бинт Абу Бакр (да будет доволен ей Аллах) спросила своего мужа о девушке, которую хотели выдать замуж. Должен ли отец или опекун спрашивать ее мнения? Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) ответил:

«Не следует выдавать замуж побывавшую замужем женщину, не посоветовавшись с ней, и не следует выдавать замуж девственницу, не спросив её позволения» (Абу Давуд).

Дочь, которая вышла замуж, но у неё не сложилась семейная жизнь, может вернуться в отцовский дом. В хадисе сказано:

«Указать ли мне вам на то, что является самой превосходной милостыней? Это твоя дочь, которая вернулась к тебе» (Ибн Маджа).

Таким образом, женщина ни на одном этапе своей жизни не остается одна, без содержания и заботы о ней.

 

После вышесказанного можно выделить следующие права дочери в Исламе:

1) Сын и дочь имеют право на равенство и справедливое отношение со стороны родителей.

2) Дочь имеет право на достойное содержание: право, чтобы ее соответствующе одевали, кормили, дали хорошее образование (манеры, традиции).

3) Право выбора праведного мужа. Дочь, когда достигнет возраста совершеннолетия, может выбрать супруга: отец без ее согласия не может выдать ее замуж. С момента выдачи дочери замуж, функция материального обеспечения и ответственности за дочерью переходят к ее мужу.

 

Асхат Салимов, главный имам мечети «Толебай» 

Источник: Специально для Muslim.kz

Комментарии Вход