Пять качеств правдивых людей

25 июнь 2018 1929 0
Режим чтения

:نحمده ونصلي على رسوله الكريم أما بعد

أَعُوذُ بِاللَّهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ بِسْمِ ٱللَّـهِ ٱلرَّحْمَـٰنِ ٱلرَّحِيمِ

ٱهْدِنَا ٱلصِّرَٰطَ ٱلْمُسْتَقِيمَ ﴿٥﴾ صِرَٰطَ ٱلَّذِينَ أَنْعَمْتَ عَلَيْهِمْ ﴿٦﴾ غَيْرِ ٱلْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَلَا ٱلضَّآلِّينَ ﴿٧

:وقال الله تبارك وتعالى

لَّيْسَ ٱلْبِرَّ أَن تُوَلُّوا۟ وُجُوهَكُمْ قِبَلَ ٱلْمَشْرِقِ وَٱلْمَغْرِبِ وَلَـٰكِنَّ ٱلْبِرَّ مَنْ ءَامَنَ بِٱللَّـهِ وَٱلْيَوْمِ ٱلْـَٔاخِرِ وَٱلْمَلَـٰٓئِكَةِ وَٱلْكِتَـٰبِ وَٱلنَّبِيِّـۧنَ وَءَاتَى ٱلْمَالَ عَلَىٰ حُبِّهِۦ ذَوِى ٱلْقُرْبَىٰ وَٱلْيَتَـٰمَىٰ وَٱلْمَسَـٰكِينَ وَٱبْنَ ٱلسَّبِيلِ وَٱلسَّآئِلِينَ وَفِى ٱلرِّقَابِ وَأَقَامَ ٱلصَّلَوٰةَ وَءَاتَى ٱلزَّكَوٰةَ وَٱلْمُوفُونَ بِعَهْدِهِمْ إِذَا عَـٰهَدُوا۟ ۖ وَٱلصَّـٰبِرِينَ فِى ٱلْبَأْسَآءِ وَٱلضَّرَّآءِ وَحِينَ ٱلْبَأْسِ ۗ أُو۟لَـٰٓئِكَ ٱلَّذِينَ صَدَقُوا۟ ۖ وَأُو۟لَـٰٓئِكَ هُمُ ٱلْمُتَّقُونَ

صدق الله العظيم

Многоуважаемые отцы и друзья, матери и сестры по вере, Ас саламу `алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Я прочел вам пятый, шестой и седьмой аяты суры «Фатиха», а также 177-й аят суры «Бакара». Перевод аятов суры «Фатиха» состоит в том, что после восхваления и прославления Аллаха (Субханаху уа Та‘ала) мы обращаемся с мольбой к Нему:

«О, Аллах! Наставь нас на прямой путь…»

Далее Аллах (Субханаху уа Та‘ала) показывает два ракурса прямого пути: утвердительный (чей это путь) и отрицающий (какой путь не является прямым).

Утвердительный:

صِرَٰطَ ٱلَّذِينَ أَنْعَمْتَ عَلَيْهِمْ

 «…путь тех, кого Ты облагодетельствовал…» (Кyр`ан, 1:6)

Комментируя этот аят, корановеды говорили, что к людям, которых облагодетельствовал Аллах, относятся четыре группы:

а) пророки Аллаха (Субханаху уа Та‘ала);

б) чрезвычайно правдивые слуги Аллаха (Субханаху уа Та‘ала);

в) шахиды – люди, пожертвовавшие жизнью и всем на пути Аллаха (Субханаху уа Та‘ала);

г) праведники.

Далее Аллах (Субханаху уа Та‘ала) характеризует прямой путь с отрицающего ракурса:

غَيْرِ ٱلْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَلَا ٱلضَّآلِّينَ

«…не путь тех, кто разгневал Тебя, и не путь заблудших» (Кyр`ан, 1:7)

Эти две группы – иудеи и христиане:

а) Иудеи проявили халатность, тафрид. Что Аллах (Субханаху уа Та‘ала) говорил им делать, то они не делали. А если и делали, то халтурили, поступали в обход правил.

б) Христиане же вошли в заблуждение. Они совершили ифрад, вышли за рамки. Они были вне тех рамок, которых Аллах (Субханаху уа Та‘ала) велел держаться.

Итак, Аллах (Субханаху уа Та‘ала) говорит о двух группах людей: халатных и преступивших границы. Мы видим, что верный путь – это путь золотой середины:

صِرَٰطَ ٱلَّذِينَ أَنْعَمْتَ عَلَيْهِمْ

«…путь тех, кого Ты (Аллах) облагодетельствовал…»

Муфтий Таки Усмани (хафизахуЛлах) рассказывал, что как-то раз в «Дар-уль-улум Карачи» пришел один человек. Это было давно, во времена муфтия Мухаммада Шафи (рахимахуЛлах). В то время они строили мечеть, а минарет находился в ее левой стороне. Этот человек зашел и тут же начал возмущаться:

– Минарет мечети – слева?!

По этому поводу он поднял большой шум. Студенты увидели его: человека, чьи штаны волочились ниже лодыжек, возмущало расположение минарета в левой стороне мечети…

Крайне важно не бросаться в крайности, придерживаться золотой середины. Таков путь тех, кто облагодетельствован Аллахом (Субханаху уа Та‘ала).

Из четырех облагодетельствованных групп, о которых говорит Аллах (Субханаху уа Та‘ала), вторая – это правдивые люди. Кто же они? Каковы их качества? Каковы качества праведных слуг Аллаха (Субханаху уа Та‘ала)? Об этом говорится в 177-м аяте суры «Бакара».

لَّيْسَ ٱلْبِرَّ أَن تُوَلُّوا۟ وُجُوهَكُمْ قِبَلَ ٱلْمَشْرِقِ وَٱلْمَغْرِبِ

Когда благородный пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) был в Почтенной Мекке, он молился, повернувшись к Каабе. Согласно сообщению из сборника Табарани, за три месяца или, согласно другому сообщению, за три года до переселения пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) в Лучезарную Медину Аллах (Субханаху уа Та‘ала) велел ему поменять киблу на Иерусалим. После того как благородный пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) прибыл в Лучезарную Медину, в течение первых 16-17 месяцев он совершал намаз в сторону Иерусалима. Это длилось вплоть до раджаба следующего года после прибытия, а прибыл он в месяце раби-уль-аввале. Соответственно, если учесть раби-уль-авваль, получится 17 месяцев, а если не учитывать его, выйдет 16 месяцев.

Но благородный пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) всегда хотел совершать намаз в сторону Каабы. Наконец, пришло веление:

فَوَلِّ وَجْهَكَ شَطْرَ ٱلْمَسْجِدِ ٱلْحَرَامِ

«Поверни лицо в сторону Каабы (и совершай намаз)» (Кyр`ан, 2:144)

Когда он совершал намаз в сторону Иерусалима, это очень нравилось иудеям: «Мухаммад следует нашей кибле». Но стоило кибле измениться, как они рассердились и расстроились: «Смотрите, они изменили киблу, они сменили Иерусалим на Каабу». Они полагали, что добродетель ограничена тем, чтобы быть обращенным в сторону Иерусалима, в сторону одного направления. Но Всемогущий Аллах (Субханаху уа Та‘ала) объясняет:

لَّيْسَ ٱلْبِرَّ أَن تُوَلُّوا۟ وُجُوهَكُمْ قِبَلَ ٱلْمَشْرِقِ وَٱلْمَغْرِبِ

«Добродетель не в том, чтобы поворачивать лица к востоку и западу…»

Далее Аллах (Субханаху уа Та‘ала) говорит, что добродетель – в полноценном подходе к религии, и здесь указываются пять качеств правдивых людей:

а) Исправление своей акыды: это самое важное. Если человек собирается поехать в другую страну в бизнес-целях, договаривается обо всем необходимом со своим бизнес-партнером, но отправляется в аэропорт без паспорта, то, несмотря на все договоренности, заграничная поездка не состоится, ведь паспорта нет. Наша акыда – это наш паспорт. Самое важное для нашего спасения в могиле и на том свете.

б) Второе – это старания для благосостояния общества, помощь другим людям.

в) Третье, о чем говорит Аллах (Субханаху уа Та‘ала), – это ваш ибадат (богослужение).

г) Четвертое – ваши сделки.

д) И пятое – какие бы трудности вы ни встречали на своем жизненном пути, вы сохраняете терпение в характере и поведении.

Давайте рассмотрим эти пять качеств правдивых людей, о которых здесь говорит Аллах (Субханаху уа Та‘ала), называя их обладателей:

أُو۟لَـٰٓئِكَ ٱلَّذِينَ صَدَقُوا۟ ۖ وَأُو۟لَـٰٓئِكَ هُمُ ٱلْمُتَّقُونَ

а) Рассмотрим первое, о чем говорится после слов:

لَّيْسَ ٱلْبِرَّ أَن تُوَلُّوا۟ وُجُوهَكُمْ قِبَلَ ٱلْمَشْرِقِ وَٱلْمَغْرِبِ وَلَـٰكِنَّ ٱلْبِرَّ

«Добродетель не в том, чтобы поворачивать лица к востоку и западу, а в том, чтобы…»

Первое, в чем она заключается, – это акыда:

مَنْ ءَامَنَ بِٱللَّـهِ وَٱلْيَوْمِ ٱلْـَٔاخِرِ وَٱلْمَلَـٰٓئِكَةِ وَٱلْكِتَـٰبِ وَٱلنَّبِيِّـۧنَ

«…верить в Аллаха, Последний день, ангелов, Писание, пророков…»

Просто верить. В нынешние времена люди сталкиваются с большим количеством трудностей. И кто-то начинает говорить о подробном определении Аллаха (Субханаху уа Та‘ала), где Аллах, на Арше ли Он, каково определение всего этого. Во всем этом нет надобности! Мы не обязаны вдаваться в подробности всего этого. Для нас достаточно того в отношении веры, что мы учим, еще будучи школьниками:

آمَنْتُ بِاللهِ كَمَا هُوَ بأسمائه وَصِفَاتِه وَقَبِلْتُ جَمِيْعَ أَحْكَامِه

آمَنْتُ بِاللهِ وملائكته وَكُتُبِه وَرَسُوْلِه وَالْيَوْمِ الْاخِرِ وَالْقَدْرِ خَيْرِه وَشَرِّه مِنَ اللهِ تَعَالى

Вот и все! Верить в Аллаха, ангелов, Последний день, такъдир (предопределение) как хорошего, так и плохого, в то, что все – от Аллаха (Субханаху уа Та‘ала). Такова вера, наша акыда.

б) О втором важном моменте Аллах говорит:

مَنْ ءَامَنَ بِٱللَّـهِ وَٱلْيَوْمِ ٱلْـَٔاخِرِ وَٱلْمَلَـٰٓئِكَةِ وَٱلْكِتَـٰبِ وَٱلنَّبِيِّـۧنَ وَءَاتَى ٱلْمَالَ عَلَىٰ حُبِّهِۦ ذَوِى ٱلْقُرْبَىٰ وَٱلْيَتَـٰمَىٰ وَٱلْمَسَـٰكِينَ وَٱبْنَ ٱلسَّبِيلِ وَٱلسَّآئِلِينَ وَفِى ٱلرِّقَابِ

«…и, несмотря на любовь к имуществу, раздавать его родственникам, сиротам, беспомощным, путникам, просящим, тратить имущество на освобождение рабов…»

То есть у вас есть любовь к материальным благам, но, несмотря на это, вы отдаете их беднякам, родственникам, просящим, а также рабам (или в нынешние времена заключенным на их освобождение). Несмотря на свою любовь к имуществу, вы отдаляетесь от нее и беспокоитесь о других людях.

Согласно другому разъяснению данного аята (وَءَاتَى ٱلْمَالَ عَلَىٰ حُبِّهِۦ), это означает, что вы отдаете свои средства исключительно ради довольства Аллаха (Субханаху уа Та‘ала) для развития общества, помощи другим людям.

Сподвижник Хариса ибн Нугман (радиаллаху ‘анху) был слепым, и в одной части его дома был короб, в котором находились его деньги. Если приходил нищий, просящий подаяние, он лично выходил к нему и давал ему денег. Из внутренней части его дома была протянута веревка на улицу. И в случае прихода нищего сподвижник брал деньги и, держась за веревку, выходил к нему. Нередко он при этом падал, испытывал значительные трудности. Поэтому домочадцы ему говорили: если приходит нищий, позови нас, мы дадим ему те деньги, какие хочешь. Но он отвечал, что слышал, как благородный пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: если вы собственноручно даете тому, кто просит подаяние, Аллах спасет вас от плохой смерти.

в) Третье, о чем говорит Аллах (Субханаху уа Та‘ала) в отношении качеств правдивых людей:

وَأَقَامَ ٱلصَّلَوٰةَ وَءَاتَى ٱلزَّكَوٰةَ

«…молиться (совершать намаз) и выплачивать закят…»

г) Четвертое, о чем говорит Аллах:

وَٱلْمُوفُونَ بِعَهْدِهِمْ إِذَا عَـٰهَدُوا۟

«…выполнять обещанное…»

Если вы пришли с кем-то к договоренности, какой бы она ни была – в домашних делах, отношениях с другими людьми, торговых сделках, совместных начинаниях, – исполняйте ее. Исправьте свои сделки, будьте честными в своих действиях.

д) И пятое:

وَٱلصَّـٰبِرِينَ فِى ٱلْبَأْسَآءِ وَٱلضَّرَّآءِ وَحِينَ ٱلْبَأْسِ

«…быть терпеливыми при трудностях, страданиях и сражениях…»

И далее Аллах говорит:

أُو۟لَـٰٓئِكَ ٱلَّذِينَ صَدَقُوا۟

Люди, обладающие указанными пятью качествами – верной акыдой, заботой о помощи членам общины, сознательностью и чуткостью в отношении своего ибадата, честностью в сделках и терпением при различных жизненных трудностях…

أُو۟لَـٰٓئِكَ ٱلَّذِينَ صَدَقُوا۟ ۖ وَأُو۟لَـٰٓئِكَ هُمُ ٱلْمُتَّقُونَ

«…это правдивые, это набожные».

Очень часто мы сталкиваемся с трудностями в жизни. Самыми различными сложностями. И, вероятно, самая большая трудность, с которой человек сталкивается, касается его здоровья. Иногда вы думаете, что вот, являетесь главой семьи, отцом и делаете все для своих детей, или являетесь матерью и делаете все для своих детей, вы – опора для всех членов семьи, и внезапно замечаете у себя ту или иную болезнь. Вас это вводит в уныние, вы опечалены, сердитесь, расстроены: если со мной что-то произойдет, что будет с моей женой? если со мной что-то случится, что будет с моими детьми? На ум приходят разные подобные мысли. Но у нас, как у верующих, верой и акыдой является:

عَسَىٰٓ أَن تَكْرَهُوا۟ شَيْـًٔا وَهُوَ خَيْرٌ لَّكُمْ

«Возможно, вам неприятно то, что является благом для вас» (Кyр`ан, 2:216)

В одном из хадисов приводятся слова пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам):

عَجَبًا لأمرِ المؤمنِ إِنَّ أمْرَه كُلَّهُ لهُ خَيرٌ

«Удивительно положение верующего: все для него – благо».

Если верующий сталкивается с трудностью, он проявляет терпение, а если оказывается в благоприятном положении, он благодарит. И все это – благо для него. Иногда мы не понимаем и смотрим лишь на отрицательную сторону, а ведь в этой отрицательной стороне скрыто столько блага!

В области исламских знаний известно имя Ибн Асира. Он был калекой. Казалось, что может сделать калека? Но в этом было благо. Не будь он калекой, написал бы он многотомный сборник «Джами-уль-усуль»?

У нас, ханафитов, есть книга «Мабсут» Сарахси. Автор находился в тюрьме, и весь «Мабсут» был написан в заточении.

То есть Аллах (Субханаху уа Та‘ала) ставит людей в определенные положения. Нам следует подчиниться Аллаху (Субханаху уа Та‘ала). В том, что внешне кажется отрицательным в жизни, всегда имеется некоторое скрытое благо. Во время испытаний и трудностей наша ответственность в том, чтобы мы обратились к Аллаху (Субханаху уа Та‘ала), совершали зикр Аллаха (Субханаху уа Та‘ала), и тогда приходит наставление от Аллаха, спокойствие от Аллаха (Субханаху уа Та‘ала), и посредством этого мы становимся ближе к Нему.

Да дарует Аллах всем нам тауфик и наставление на то, чтобы мы привили себе качества правдивых, чтобы быть честными и набожными слугами Аллаха (Субханаху уа Та‘ала)!

وآخر دعوانا أن الحمد لله رب العالمين

Муфтий Ибрагим Десаи аль-Ханафи, из книги: «Маджлисы», стр. 91-98

По материалам: http://islamdinr.ru/

Комментарии Вход