Соблюдение идды и её виды

12 март 2020 954 0
Режим чтения

Идда – это определённый временной срок, который женщина выжидает по случаю развода или смерти мужа для того, чтобы вновь выйти замуж.

Идда разделяется на два вида:

– идда после развода или расторжения брака;

– идда после смерти мужа.

Если жена получила развод от своего мужа, то, в зависимости от состояния женщины, продолжительность срока идды после развода различается, и по его истечении женщина считается окончательно разведённой.

Говоря о разведённых женщинах, Всевышний Аллах сказал (смысл):

«Разведённые женщины должны выжидать в течение трёх менструаций. Непозволительно им скрывать то, что сотворил Аллах в их утробах, если они веруют в Аллаха и в Последний день (т. е. Судный день)…» (сура «Аль-Бакара», аят 228).

Существуют следующие сроки, в течение которых женщина, имевшая близость с мужем до развода, должна выжидать и не имеет права выходить замуж:

 а) три межменструальных цикла очищения, если у женщины бывают менструации;

б) три лунных месяца, если она не имеет менструаций;

в) если же женщина беременна, то она должна выждать время до рождения ребёнка.

Всевышний об этом в Кyр`ане говорит (смысл):

«Те из ваших жён, у которых прекратились месячные (т.е. отчаялись в приходе месячных), если вы сомневаетесь , то установленный им срок – три месяца, как и для тех, которые не достигли месячных. Для тех же, которые беременны, установленный срок – до тех пор, пока они не разрешатся от бремени. Тому, кто боится Аллаха, тому Он сделает в Своем деле лёгкость» (сура «Ат-Талак», аят 4).

Сроком идды для беременных женщин, независимо от того, умер её муж или дал развод, является время, пока она не родит ребёнка, т. е. для беременных женщин он заканчивается с моментом рождения ребёнка, вне зависимости от срока беременности, как об этом упоминается в аяте, приведённом выше.

Если же женщина, вышедшая замуж, по определённым обстоятельствам или причинам не имела половую близость с мужем, то на неё после расторжения брака или после произнесения бракоразводных слов не возлагается соблюдение времени идды и она может сразу же выйти замуж.

В Священном Кyр`ане говорится (смысл):

«О те, которые уверовали! Если вы вступаете в брак с верующими женщинами, а потом даёте им развод до того, как вы коснулись их, то они не обязаны перед вами выжидать срок идды , который вы бы отсчитывали...» (сура «Аль-Ахзаб», аят 49).

 

Восстановление супружеских отношений до истечения времени идды

Ислам даёт право мужу восстановить свой брак до истечения времени идды, если бракоразводные слова были произнесены один или два раза, т. е. чтобы не был совершён окончательный развод, именуемый в шариате ат-талак аль-баин (Для того, чтобы узнать, как и в каком количестве был совершён развод или состоялся ли он вообще, обязательно необходимо обратиться к имаму вашей местности или к компетентному алиму, знающему решение  таких вопросов.)

Для восстановления брака в течение идды не нужны ни согласие опекуна жены, ни самой жены, ни брачного дара (махр). Однако о восстановлении брака желательно оповестить двух справедливых мусульман, т. к. Всевышний Аллах в Кyр`ане сказал (смысл):

«Когда они приблизятся к завершению установленного срока (идды), то удерживайте их, не причиняя им вреда, или же разлучитесь с ними (не возвращая их). При этом (при разводе или возврате) призовите свидетелями двух справедливых (мужей) из вас (т.е., из числа мусульман) и установите свидетельство перед Аллахом» (сура «Ат-Талак», аят 2).

Абу Давуд передал, что Имрана ибн Хусайна спросили о мужчине, который развелся с женой, а потом вступил с ней в близость, не приведя свидетелей ни на развод, ни на восстановление брака. Он сказал ему:

«Ты развёлся не по Сунне и восстановил брак не по Сунне. Приводи свидетелей и на развод, и на восстановление брака и больше так не делай».

Для того, чтобы вернуть жену, у которой не завершилась идда, необходимо произнести слова раджа‘туки, т. е. «я возвращаю тебя себе в жёны». Сказав эти слова, муж восстанавливает свой брак, который не был расторгнут окончательным троекратным разводом.

Относительно восстановления брака после таких поступков, как поцелуй, прикосновение, половая близость и т. п., существуют разногласия среди мазхабов, но по достоверному решению мазхаба имама аш-Шафии считается, что никакие поступки, даже половая близость, не являются восстановлением брака, если об этом не было заявлено вслух.

Таким образом, если мужчина вознамерился вернуть жену в течение идды, то, помимо произнесения обязательных слов для возврата жены, также желательно заявить об этом в присутствии двух справедливых мусульман.

Следует знать, что оповещение об этом жены  не является условием для восстановления брака в течение идды. Но если по истечении этого срока мужчина, не приводя свидетелей, заявит женщине, что он вернул её  вовремя, она может отказаться  признать это и поднять вопрос о шариатском решении имама. Если муж и жена после завершения времени идды решат вновь соединиться в браке, то это возможно, если развод не был окончательным  (т. е. троекратным), и только при заключении нового брака и выдаче жене нового махра.

 

Идда после смерти мужа

Идда после смерти мужа означает, что женщине, у которой умер муж, не разрешается выходить замуж до истечения четырёх месяцев и десяти дней по лунному календарю после смерти мужа или если она не беременна. Всё это время она должна дополнительно соблюдать траур по мужу. Существуют определённые условия соблюдения траура, о которых должны знать все мусульманки и мусульмане. На эту тему задают много вопросов, потому что она остаётся неясной для большинства людей, особенно в наше время.

Арабское слово «хидад» (траур) означает «запрещение, отказ», что указывает на то, что женщина, находящаяся в трауре, должна отказаться от многого из того,что ей было дозволено прежде. В шариате под словом «хидад» подразумевается период времени (т. е. времени идды), в течение которого женщина, у которой умер муж, избегает всего, что способствует её новому замужеству и привлекает к ней внимание чужих мужчин, а именно: не надевает нарядной одежды, не использует благовоний и сурьмы, не выходит из дома без необходимости. Всё  это не означает, что она должна ходить только в чёрной одежде.

Соблюдение идды и траура обязательно для всех женщин, у которых умерли мужья, независимо от того, имел муж с женой половую близость или нет. Всевышний Аллах в Кyр`ане сказал (смысл):

«Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жён, то они должны выжидать четыре месяца и десять дней…» (сура «Аль-Бакара», аят 234).

Таким образом, жены, у которых умерли мужья, должны выжидать время идды и находиться в трауре четыре лунных месяца и десять дней. Вышесказанное касается женщин вне зависимости от возраста, месячных выделений, была у мужа с ней половая близость или нет, кроме беременных женщин. Если же женщина беременна, то после смерти мужа она должна выждать, пока не родится ребенок. В Священном Кyр`ане говорится (смысл) 

«…Для тех же, которые беременны, установленный срок – до тех пор, пока они не разрешатся от бремени. Тому, кто боится Аллаха, тому Он сделает в Своем деле лёгкость» (сура «Ат-Талак», аят 4).

Срок идды, в течение которого овдовевшая мусульманка не имеет права снова выйти замуж, начинается со дня смерти мужа, даже если весть о его кончине дошла до неё  позднее. Ранее срок, который женщина должна была выжидать после смерти мужа, составлял ровно один год, а затем Всевышний сократил его до четырёх месяцев и десяти дней.

Все вышесказанное относится к женщинам, у которых умерли мужья. Что касается соблюдения траура (хидад) теми женщинами, у которых умерли близкие родственники, но не мужья, то им не разрешается находиться в трауре по кому-либо, кроме мужа, более трёх дней.

Сообщается, что жена Пророка  (мир ему и благословение Аллаха) Умму Хабиба (да будет доволен ею Аллах) сказала:

«Я слышала, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Непозволительно женщине, верующей в Аллаха и в Последний день, носить траур (хидад) по покойному более трёх (дней), кроме как по мужу (по которому траур следует соблюдать) четыре месяца и десять дней» (аль-Бухари).

В этом хадисе говорится о двух разновидностях траура:

1) траур по кому-либо, кроме мужа

Его можно держать только в течение трёх  дней, и верующая женщина не должна соблюдать его дольше;

2) траур по покойному мужу

Для небеременной женщины этот срок составляет четыре лунных месяца и десять дней, для беременных – до рождения ребенка.

Если женщина после кончины своего мужа вышла из траура (т. е. не стала соблюдать запреты в украшениях, одежде, выходе из дома и т. д.) раньше времени по причине того, что не знала о повелении Всевышнего в этом, то это прощается ей. Если же она пошла на это сознательно, то совершила грех. Она не может восполнить упущенные дни траура (хидад) по истечении срока, потому что предписанное Создателем можно совершать только в отведённое для этого время. Что касается несоблюдения идды и выхода замуж до истечения установленного срока, то этот брак считается недействительным и их необходимо развести. Во времена невежества (т. е. до ислама) женщина находилась в трауре в течение одного года. Она уединялась в маленьком доме и отказывалась от всех удовольствий, причиняя себе страдания. Она не купалась, не подстригала ногти, носила скверную одежду и, в конце концов, в таком безобразном виде выходила к людям. А когда она в конце года собиралась выйти из траура, то бросала навоз, что означало, что она становилась свободной.

На мужа не возлагается обязанность быть в трауре после смерти жены или других близких родственников, и если его постигнет такое несчастье, то он может жениться, когда пожелает.

В наше время широко распространился обычай оставление бороды сроком на неделю, месяц, 40 дней,52 дня или ношение  чёрной одежды на год и более, вне зависимости от того, кто умер – муж или близкий родственник и т. д. Также среди мусульманок широко распространено мнение, что женщина, соблюдающая траур по мужу, не имеет права смотреть в зеркало, слышать мужскую речь, разговаривать с мужчинами, даже если в этом есть необходимость, и т. д. Всё это и многое другое не имеет отношения к шариату и является ересью и нововведениями. Вне всякого сомнения, это никак не совпадает с предписаниями религии Ислам.

Мы уже отметили, что соблюдать траур полагается только женщинам по случаю смерти мужа или другого близкого родственника и только в течение установленного для этого шариатом срока и форме. Траур имеет определённый срок, и его нельзя продлевать. Ни в Священном Кyр`ане, ни в хадисах Пророка Мухаммада  (мир ему и благословение Аллаха), ни в высказываниях его праведных сподвижников, ни в богословских книгах четырёх мазхабов нет ничего, что бы давало повод объявлять подобные трауры. Этот обычай был у неверных, а, как известно, религия Всевышнего Аллаха не позволяет мусульманам походить на них.

 

Мухаммад Кахиби

По материалам: http://islam.ru/

Комментарии Вход