В каких случаях намаз можно совершать сидя?

15 май 2024 355 0
Режим чтения

Первое, о чём будет спрошен человек из того, что ему вменено в обязанность — намаз. Поэтому каждый верующий должен стараться совершать намаз, как положено, соблюдая все его условия и выполняя все составные части. Следует также исполнять все желательные действия намаза.

Вставание во время обязательного намаза является одной из его составных частей (рукнов). Следовательно, когда человек, не имеющий проблем со здоровьем и других препятствий, совершает обязательный намаз, необходимо выполнять этот рукн. Однако в некоторых исключительных случаях разрешается совершать намаз сидя. Одним из таких случаев является болезнь или другие физические ограничения, которые не позволяют совершать намаз в обычном положении.

Если человек не имеет возможности совершать намаз стоя, он может совершить его наклонившись. Если он и так не может его совершить, то он имеет право совершить намаз сидя.

Стоит отметить, что в Исламе на человека возлагается ровно столько, сколько ему по силам. Поэтому, когда верующий совершает обязательный намаз, ему необходимо стоять только в том случае, если он может.

Тот, кто совершил намаз сидя, не имея возможности совершать его стоя, не обязан возмещать этот намаз. Также его вознаграждение в таком случае не уменьшается, ибо у него имеется уважительная причина.

От Абу Мусы Аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إِذَا مَرِضَ العَبْدُ أَوْ سَافَرَ كُتِبَ لَهُ مِثْلُ مَا كَانَ يَعْمَلُ مُقِيماً صَحِيحاً

«Когда раб Аллаха болеет или находится в пути, ему записывается совершение того же, что он обычно делал у себя дома и будучи здоровым» (Бухари, 2996; Абу Дауд, 3091)

Чтобы человеку дозволялось совершение намаза сидя, недостаточно небольшого затруднения — ему должно быть действительно трудно стоять. Но если он боится, что из-за намаза, совершённого стоя, у него начнутся серьёзные затруднения, осложнение болезни или замедление выздоровления, ему можно совершить намаз сидя.

Более того, если верующий не может совершать намаз сидя из-за болей или болезни, то ему разрешается совершать его, лёжа на боку, а если и это ему не под силу — то лёжа на спине, повернувшись лицом к Кибле.

От Ибн Бурайды передаётся, что ‘Имран ибн Хусайн (да будет доволен им Аллах) сказал:

كَانَتْ بِي بَوَاسِيرُ، فَسَأَلْتُ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَنِ الصَّلَاةِ، فَقَالَ: صَلِّ قَائِمًا، فَإِنْ لَمْ تَسْتَطِعْ فَقَاعِدًا، فَإِنْ لَمْ تَسْتَطِعْ فَعَلَى جَنْبٍ

«Я страдал от геморроя и спросил у Пророка ﷺ о том, как мне молиться. Он сказал: "Совершай намаз стоя, но если ты не в состоянии сделать это, то совершай намаз сидя. Если ты не в состоянии сделать и это, то совершай его, лёжа на боку"» (Бухари, 1117)

Авторитетный учёный шафиитского мазхаба имам Аль-Хатиб Аш-Ширбини в своей книге «Мугни аль-Мухтадж» пишет следующее: «Если молящийся не в состоянии (не способен) стоять во время намаза, он совершает его, согласно вышеприведённому хадису и иджме (единогласному мнению учёных Ислама), сидя в той позе, в которой пожелает, ибо вышеупомянутый хадис универсален, то есть не указывает на определённую позу.

 

И награда того, кто вынужденно (имея уважительную причину) совершил намаз сидя, не меньше той, которую получает тот, кто совершает намаз стоя, так как у него была на то уважительная причина».

Имам Ар-Рафи‘и сказал: «Под неспособностью стоять мы не подразумеваем только отсутствие возможности стоять, такое же решение действительно в случае риска (опасения) смерти, утопления, прогрессирования заболевания, в случае боязни сильного затруднения или головокружения у того, кто плывёт на корабле».

Также разрешается совершать намаз сидя, если человек находится в транспорте в долгом путешествии. Если человек совершает путешествие на своём автомобиле или на машине, которую можно остановить по требованию, то в намазе в сидячем положении нет нужды, ведь можно выйти и совершить его, как полагается. Если же человек находится в долгой поездке и знает, что до окончания периода намаза остановка не предвидится, то он совершается в транспорте.

При отсутствии возможности совершить обязательный намаз стоя, например, из-за головокружения или из-за правил перевозки пассажиров, которые не позволяют ему совершить намаз как положено, то человек должен совершить его сидя, и он не обязан возмещать этот намаз, если совершил его, повернувшись в сторону киблы.

Имам ‘Абдульхамид Аш-Ширвани в своих субкомментариях к книге «Тухфат аль-Мухтадж» пишет следующее: «Тот, кто совершает обязательный намаз на корабле, должен его совершать стоя, но если есть причина, по которой ему трудно стоять, например, головокружение и т. д., то нужно совершить намаз сидя, и его не нужно совершать заново (если он его совершил, повернувшись в сторону киблы)».

Если при совершении обязательного намаза стоя у человека происходит непроизвольное мочеиспускание, или он рискует получить пулю или стрелу врага, ему тоже разрешается совершать намаз сидя.

Если при совершении намаза в коллективе человеку трудно стоять, а индивидуально он может совершить его стоя без всяких затруднений, то ему лучше совершить его отдельно стоя.

Стоит отметить, что любые суннат-намазы можно совершать сидя или лёжа, даже если человек без труда может совершить их стоя. Однако у того, кто совершил намаз сидя или лёжа, награда за суннат-намазы уменьшается, если он сделал это, имея возможность помолиться стоя (или сидя).

Когда человек совершает намаз лёжа, лучше делать это на правом боку, но можно и на левом. Тот, кто совершает желательный намаз лёжа, должен садиться для совершения поясного и земного поклонов.

От ‘Имрана ибн Х'усайна передаётся, что он спросил Пророка ﷺ о намазе сидя, на что он ответил: 

مَنْ ‌صَلَّى ‌قَائِمًا ‌فَهُوَ ‌أَفْضَلُ، وَمَنْ صَلَّى قَاعِدًا فَلَهُ نِصْفُ أَجْرِ الْقَائِمِ، وَمَنْ صَلَّى نَائِمًا فَلَهُ نِصْفُ أَجْرِ الْقَاعِدِ

«Лучше всего совершить намаз стоя, а тот, кто совершил его сидя, получает вознаграждение, равное только половине вознаграждения за намаз, совершённый стоя, тот же, кто совершил его лёжа, получает вознаграждение, равное только половине вознаграждения за намаз, совершённый сидя» (Бухари, 1116)

Но если совершить суннат-намазы сидя из-за болезни или другой причине, то, как и в обязательном намазе, награда не уменьшается, то есть человека получает такое же вознаграждение, как за намаз, совершённый стоя.

Если человек начал совершать суннат-намаз стоя, он может продолжить его сидя и завершить сидя. Точно так же разрешается совершить сидя фарз-намаз, если человек не может его продолжить стоя.

 

Мухаммад Султанов

По материалам: https://islamdag.ru/ 

Комментарии Вход