Жертвоприношение и Курбан Байрам: ЧАСТЬ 1

22 июнь 2023 710 0
Режим чтения

Для всякого мусульманина и мусульманки, обладающих имуществом – нисабом, превышающим их основные потребности, обязательно (ваджиб) закладывать жертву один раз в год в дни Курбан–Байрама.

Далее, мы расскажем вам о том, что должен знать человек, намерившийся совершить жертвоприношение, о самом обряде и о жертвенном животном. Информация была собрана из общепризнанных ханафитских книг и изложена в таком виде в каком она приведена ниже. Воистину успех лишь от Аллаха (М. Хулюси).

 

Что такое Курбан — жертва?

Жертвой – курбаном называется животное, относящееся к одному из видов жертвенного скота (овца; коза; корова; верблюд; буйвол), приносимое на заклание в дни Курбан-Байрама (10, 11 или 12 Зуль-Хиджи), с намерением поклонения и приближения к Аллаху.

 

Что говорит шариат о Курбане?

Основные правовые положения

Выполнение курбана – это ваджиб, необходимость. Ведь в священном хадисе сказано: 

«Пусть не приближается к нашим мечетям тот, кто, имея возможность, не совершит жертвоприношение», в другом риваяте приводится: «не получит нашего заступничества».

Выполнение курбана возможно только посредством принесения в жертву подходящего животного, отвечающего всем требованиям обряда. Нельзя заменить несовершенное вовремя жертвоприношение выплатой пожертвования равного стоимости животного. (Вахдети)

Однако, если состоятельный человек вовремя не совершил жертвоприношение, ему необходимо выплатить в качестве подаяния хотя бы стоимость жертвенного животного. Если же малоимущий или давший клятву совершить курбан мусульманин, приобретет жертвенное животное, но не успеет вовремя совершить обряд, то ему (ваджиб) необходимо будет раздать в качестве милостыни само животное.

Если после того, как человек достиг определенного благосостояния, которое налагает обязанность выплаты фитр-садака и совершения жертвоприношения, потеряет свое материальное положение, то обязанность заклания жертвенного животного в Курбан-Байрам с него не спадет до конца жизни, пока он не выполнит данный обряд. Ему следует выплатить стоимость курбана или отдать само животное в качестве садака. Если животное после резки источило кровь и было утрачено, то в этом случае повторно совершать жертвоприношение не требуется. (Хиндийя)

Каждому свободному и состоятельному мусульманину очень желательно закалывать курбан за своих несовершеннолетних детей. Прямой смысл преданий на эту тему подтверждает данное установление, фетва улемов также соответствует этому установлению. Помимо этого, согласно передаче Имама Хасана от Абу Ханифы: мужчине, за несовершеннолетних детей необходимо (ваджиб) приносить на заклание курбан, а также за своих внуков в том случае, если у них нет отца. Имам Кудури предпочел именно эту передачу имама Хасана.

К тому же, в случае, если несовершеннолетний ребенок имеет хороший достаток, то он также обязан совершить курбан, так как обряд жертвоприношения является поклонением, совершаемым посредством имущества. (Сахибу Хидайя)

Если какой-то человек, на котором лежит долг выплатить закят, совершить хадж, выплатить фитр-садака, выплатить штраф за нарушение клятвы, а также обязанность совершить курбан, оставит перед смертью завещание потратить треть имущества на погашение вышеперечисленных долгов, то в том случае если трети имущества достаточно, нужно погасить все долги. Если же трети имущества предположительно может не хватить, то расчет по долгам нужно начать в следующем порядке: сначала закят; затем хадж; потом фитр-садака; далее штраф за нарушение клятвы; и если останутся средства совершить обряд жертвоприношения. (Сираджийя)

 

Условия, при которых совершение жертвоприношения становится обязанностью

Каждому свободному местному (не путнику) мусульманину и мусульманке, имеющим материальное благосостояние, обязывающее их к выплате фитр-садака, совершение курбана является обязанностью. Путник (мусафир) (1) не обязан совершать курбан, но имеет на то право если пожелает. Если какой-то мусульманин, находясь в своем постоянном месте пребывания, приобретет жертвенное животное, но не успеет его заколоть и выйдет в путь до того, как выйдет время, отведенное для принесения в жертву животного (то есть до того, как зайдет солнце в третий день Курбан-Байрама), то в таком случае:

- Ему не обязательно (не ваджиб) закалывать свое животное, он сможет продать его, в том случае, если он относится к категории состоятельных людей. Ведь богатый человек всегда имеет возможность купить другое животное и выполнить свою обязанность после;

- В том случае, если он малоимущий, то не сможет ничего сделать с ним, кроме как заколоть, так как после приобретения этого животного с намерением совершить курбан, он автоматически наложил на себя обязанность принести его в жертву.

Согласно мнениям Имама А’зама Абу Ханифы и Абу Юсуфа мусульманину необязательно быть в здравом уме и совершеннолетним, чтобы для него действовало данное обязательство. Если душевнобольной человек или несовершеннолетний ребенок имеют достаточное благосостояние, то их родители или опекуны должны совершить курбан за них, используя их же имущество и кормить их же этим жертвенным мясом. Остатки мяса можно обменивать на любые полезные для вышеупомянутых подопечных вещи.

 

Размер благосостояния, прикотором Курбан становится обязанностью (уаджиб)

Размер благосостояния, при котором совершение жертвоприношения становится обязанностью, равен размеру благосостояния, требующего выплату фитр-садака. В противоположность закяту, данный достаток не измеряется имуществом или товарами, пригодными для торговли и приносящими прибыль, а также не нуждается в хранении на протяжении целого года. Если кто-либо в конце праздничных дней Курбан-Байрама в одночасье разбогатеет, на него налагается обязанность совершить курбан. (Кадыхан)

Основные потребности:

Жилье, мебель и различная домашняя утварь, средство передвижения, 3 вида одежды: рабочая; повседневная; праздничная, а также наличие 80,14 гр. золота или его стоимость, помимо наличия средств к существованию, достаточных для обеспечения (2) себя и своих подопечных на протяжении целого года (3). Тем, кто имеет указанный достаток, принесение в жертву животного раз в год во время Курбан-Байрама является обязательным (ваджиб).

Также книги ученых в количестве более двух штук одного экземпляра относится к благосостоянию. Вдобавок, срочный махр (махр му’аджаль) женщины, а также отсроченный махр (махр муаджаль), выплачиваемый состоятельным супругом своей жене считается частью достатка. (Джавхара)

 

Пояснения:

1. Мусафир — это тот, кто вышел в путь, намерившись преодолеть расстояние не менее 90 км.

2. Обеспечение подопечных становится обязательным (ваджиб) на ком-либо в трех случаях. Первый: муж обязан обеспечивать свою жену. Второй: Отец должен обеспечивать своих дочерей и, неспособных заработать бедных взрослых сыновей, а также бедных маленьких сыновей. А что касается богатых детей, то ответственность за обеспечение родителей и других предков ложится на них. Также все богатые наследники, являющиеся махрам (близкими родственниками), обязаны обеспечивать своих родных. Третье: хозяин должен обеспечивать своих слуг. (М. Хулюси)

3. Согласно другому достоверному мнению – один месяц. (Б. Ильмихаль Ислама)

 

Продолжение следует...

 

Шейх М. Хулюси аль-Ханафи

По материалам: http://islamdinr.ru/ 

Комментарии Вход