МУШАРАКА - договор партнёрства
«Мушарака» c арабского языка переводится как «разделение». В контексте бизнеса и торговли данный термин обозначает «совместное капиталовложение», где все партнеры делят между собой полученные прибыли или убытки.
Мушарака является идеальной альтернативой финансированию, построенному на основе ссудного процента, которое имеет весьма отдаленное влияние на производство и распределение доходов. В современной капиталистической экономике ссудный процент является единственным инструментом, повсеместно используемым во всех видах финансовой деятельности. Так как Ислам запрещает использование ссудного процента, данный финансовый инструмент не может быть использован для предоставления капитала в любом виде. В связи с этим мушарака может играть жизненно важную роль в экономике, основанной на исламских принципах.
Ссудный процент предполагает фиксированную ставку вознаграждения по кредиту, которую должен выплатить заемщик вне зависимости от того, получит ли он прибыль или потерпит убытки, тогда как договор мушарака не предусматривает использование фиксированной ставки вознаграждения. Более того, вознаграждение по договору мушарака основывается на фактической прибыли, полученной в результате совместной деятельности. Кредитор, предоставляющий заем с использованием ссудного процента, не несет убытков, тогда как по договору мушарака банк может понести ущерб, если совместная деятельность не принесет «плодов».
Ислам определяет ссудный процент как несправедливый инструмент финансирования, поскольку он несправедлив как по отношению к заемщику, так и по отношению к кредитору. Если заемщик в 20 результате своей деятельности понесет убытки, то со стороны кредитора несправедливо требовать от него выплаты фиксированной ставки вознаграждения. Если же заемщик получит крайне высокую прибыль, то с его стороны несправедливо выплатить кредитору небольшую долю, а себе оставить всю оставшуюся прибыль.
В современной экономической системе банки используют деньги вкладчиков на развитие производства и торговли в виде кредитных средств. Если предприниматель, имея всего 10 миллионов собственных средств, получит 90 миллионов от банка и вложит их в большой выгодный проект, то это значит, что 90 % проекта создается на деньги вкладчиков и только 10 % — на собственный капитал предпринимателя. Если проект принесет высокую прибыль, то лишь небольшая доля, т. е. 14 % или 15 %, перейдет через банк вкладчикам, остальная же часть прибыли будет принадлежать предпринимателю, реальный вклад которого в данный проект составляет не более 10 %. Даже эта небольшая часть в 14 % или 15 % будет компенсирована, так как предприниматель заложит ее в стоимость своей продукции. В конечном результате вся прибыль от проекта будет присвоена лицами, вклад которых составляет не более 10 % от общего объема инвестиций, тогда как люди, владеющие долей 90 % от инвестиций, получат не больше фиксированной ставки вознаграждения, что часто компенсируется через повышение цен на продукцию. Однако если бизнес заемщика дает сбой и предприниматель оказывается несостоятельным, то понесенные им убытки составляют не более 10 %, тогда как банк, а в некоторых случаях и вкладчики, несут потери в размере 90 %. Таким образом, процентная ставка является основной причиной дисбаланса в подобной системе распределения средств, так как имеет устойчивую тенденцию укрепления позиций зажиточных слоев населения в ущерб интересам бедных слоев населения.
Ислам, напротив, ставит четкие ограничения для финансовой деятельности. В соответствии с принципами Ислама кредитор должен определиться, выдает ли он кредит заемщику для оказания помощи из гуманных соображений или он желает участвовать в его доходах. В первом случае кредитору следует отказаться от получения любого дохода по этому займу, поскольку его цель заключается в оказании помощи заемщику. Однако если он желает иметь долю от прибыли заемщика, необходимо, чтобы он разделял также и его убытки. Таким образом, вознаграждение кредитора по договору мушарака напрямую связано с фактической прибылью предприятия. Чем больше прибыль предприятия, тем выше доход кредитора. Если предприятие получает огромную прибыль, она не может быть присвоена только предпринимателем, прибыль должна быть поделена между всеми партнерами по бизнесу — заемщиком, банком и вкладчиками банка. Таким образом, мушарака имеет тенденцию ставить интересы простого народа над интересами зажиточных слоев населения. Это является основополагающим принципом, объясняющим, почему Ислам предлагает договор мушарака в качестве альтернативы финансовым отношениям, основанным на ссудном проценте.
Без сомнения, мушарака включает в себя реализацию целого ряда практических задач и выступает в качестве универсального метода финансового регулирования. Некоторые считают, что мушарака — это устаревший инструмент, который в условиях постоянно развивающегося процесса ведения транзакции практически не применяется, однако подобная точка зрения может быть связана с отсутствием надлежащих знаний о принципах мушарака. Действительно, в Исламе не предусмотрены конкретные формы или процедуры для мушарака, скорее, созданы некоторые общие принципы, содержащие в 22 себе многочисленные формы и процедуры. Однако новые формы или процедуры в мушарака не могут быть отвергнуты лишь потому, что они не имеют прецедента в прошлом. На самом деле шариат может принять любую новую форму, если она не нарушает основной принцип, закрепленный в Священном Кур`ане, Сунне или консенсусе мусульманских правоведов. Таким образом, не обязательно, чтобы мушарака воплощался только в своей старой традиционной форме.
Настоящая глава содержит изложение основных принципов договора мушарака и определение способа реализации данного вида финансирования в контексте современного бизнеса и торговли. Данное исследование направлено на внедрение мушарака в качестве современного способа финансирования, ни в коем случае не нарушая его основных принципов.
Мушарака осуществляется со ссылкой на книги по исламскому праву, а также на основные проблемы, которые могут возникнуть при введении ее в современную ситуацию. Хотелось бы надеяться, что данное исследование поможет правоведам и экономистам открыть новые горизонты мышления и способствовать реализации истинно исламской экономики.
Концепция договора мушарака
«Мушарака» является термином, который часто употребляется в контексте исламского способа финансирования. Коннотация данного термина имеет некоторые ограничения по сравнению с термином «ширка», более широко используемым в исламском праве. Для понимания основных концепций мушарака было бы уместным раскрыть значение каждого термина. Ширка означает «разделение».
В терминологии исламского фикха термин ширка делится на два вида:
1. Ширкат-уль-милк означает «совместное владение частной собственностью двумя и более лицами»
Этот вид ширка может осуществляться двумя различными способами. Иногда ширка применяется по выбору сторон. Например, если два или более лица приобрели оборудование, оно будет считаться их совместной собственностью, и отношения между этими людьми касательно данной собственности называются ширкат-уль-милк. Здесь эти отношения осуществляются по их собственному выбору, так как решение совершить совместную покупку они приняли сами.
В других случаях ширка осуществляется автоматически без непосредственного участия сторон. Например, после смерти человека все его наследники получают в наследство собственность этого человека, которая автоматически становится их совместной собственностью.
2. Ширкат-уль-акд означает «партнерство в результате взаимного договора»
Если кратко, то данный термин можно перевести как «совместное коммерческое предприятие».
Ширкат-уль-акд подразделяется на три вида:
1) ширкат-уль-амвал, когда все партнеры инвестируют капитал в коммерческое предприятие;
2) ширкат-уль-амал, когда все партнеры совместно обязуются оказывать некоторые услуги и плата, взимаемая с клиентов, распределяется между партнерами в соответствии с оговоренным соотношением. Например, если два человека согласились взять на себя пошив одежды для клиентов при условии, что полученная оплата пойдет в общий фонд, который будет распределен между ними вне зависимости от размера фактически выполненной работы каждого из партнеров, то это партнерство будет считаться ширкат-уль-амал. Термин ширкат-уль-амал имеет также и другие эквиваленты — ширкат-ут-такаббул, ширкат-ус-санаи и ширкат-уль-абдан;
3) ширкат-уль-вуджух, когда партнеры не имеют инвестиций вообще. Все, что они делают, — это покупают товары в рассрочку и продают их за наличный расчет. Прибыль распределяется между ними в соответствии с оговоренным соотношением.
В терминологии исламского фикха все способы «разделения» или партнерства определяются как ширка, а термин мушарака в книгах фикха не встречается.
Термин мушарака был введен сравнительно недавно в работах, посвященных исламским методам финансирования и обычно ограничивается определенным типом ширка, а именно ширкат-уль-амвал, когда двое или более лиц инвестируют часть своего капитала в совместное коммерческое предприятие. Однако иногда мушарака включает также ширкат-уль-aмал, где партнерство осуществляется в сфере услуг.
Как видно из вышесказанного, термин ширка имеет гораздо более широкое значение, чем использующийся сегодня термин мушарака. Последний ограничивается только ширкат-уль-амвалом, в то время как первый включает в себя все виды совместной собственности и партнерства. Поскольку мушарака имеет прямое отношение к цели данного исследования и является практически аналогом ширкат-уль-амвал, мы остановимся на нем подробнее, опишем традиционную концепцию этого типа ширка, дадим краткое описание его применения к концепции финансирования в современном контексте.
Максатбек Каиргалиев, устаз Республиканской мечети "Хазрет Султан", Главный редактор русской версии портала muslim.kz
Из книги Муфтия Таки Усмани "Введение в Исламские финансы" ((с) Все права принадлежат переводчику)
Источник: Специально для Muslim.kz