Мусульманская семья в современном мире (7 часть)
Воспитание – это постепенное доведение до совершенства или же создание и постепенное взращивание до достижения совершенства. Мы уже говорили, что воспитание в исламском понимании – понятие более широкое, чем обучение. Оно включает физическое воспитание, то есть заботу о теле ребенка, чтобы он вырос здоровым; психическое и духовное развитие, то есть развитие способностей и дарований и формирование духовных и нравственных ценностей; умственное развитие, то есть увеличение знаний; социальное развитие, то есть приучение ребенка к определенным стилям индивидуального и социального поведения, позволяющее подготовить его к успешному взаимодействию с обществом.
Последний вид включает в себя соблюдение норм шариата и исламского этикета. Сюда относятся убеждения, поклонение, взаимоотношения и поведение – совершение одних действий и оставление других.
Родители должны дать ребенку правильное исламское воспитание – о некоторых его составляющих мы уже упоминали, – и к ним стоит прибавить серьезность, силу личности, усердие на пути Аллаха, решительность, щедрость, отдаление от изнеженности и «размытости» в поведении, выбор хороших товарищей и избегание дурных.
Родители должны внимательно следить за ребенком на всех этапах его жизни – в раннем детстве, в возрасте различения, после достижения совершеннолетия и в юности – вплоть до момента вступления в брак, потому что, как известно, друг тянет за собой, и «человека знают по его товарищам, так пусть каждый из вас смотрит, кого берет в товарищи».
Хорошо воспитанный ребенок – живое указание на родителей и семью. Чем лучше воспитание, тем более блестящее будущее ожидает ребенка, тем лучше будет его репутация, и тем выше будет то место, которое он займет в своем маленьком обществе, и тем лучше будет у него работа и занимаемый им пост, и он будет жить счастливо и в почете, ин ша Аллах.
Полезное обучение
Знание делится на две категории – полезное и вредное. Первое – это всегда хорошо, а второе – это всегда плохо, и оно – зло, недуг и разрушение. Родители или опекун должны обучать ребенка хорошему и полезному, независимо от того, мальчик это или девочка, и независимо от того, теоретическое это знание или практическое. Сюда же относится приобретение хорошей профессии.
Что касается обучения Кyр`ану – правильному произношению и правильному чтению – и заучивания некоторых сур, то это является основной обязанностью мусульманина, потому что Кyр`ан – это верное руководство и свет, защита и исцеление, приносящие пользу.
«Явились к вам от Аллаха свет и ясное Писание. Посредством его Аллах ведет по путям мира тех, кто стремится снискать Его довольство. Он выводит их по Своему соизволению из мраков к свету и наставляет их на прямой путь» (Кyр`ан, 5:15-16).
А Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал:
«Лучшим из вас является тот, кто обучается Кyр`ану сам и обучает ему других» (Аль-Бухари; ат-Тирмизи).
А в длинном хадисе, который приводит Муслим, сказано:
«... и я оставил вам две важные и ценные вещи. Первая из них – Книга Аллаха, в ней – верное руководство и свет, так возьмитесь же за Книгу Аллаха и держитесь за нее крепко»
– он побуждал их придерживаться Книги Аллаха, а потом сказал:
«И члены моей семьи. Помните об Аллахе в отношении к членам моей семьи, помните об Аллахе в отношении к членам моей семьи».
Известно, что постановка и коррекция произношения ребенка и развитие красноречия осуществляется с помощью Кyр`ана, а именно посредством чтения его нараспев в соответствии со всеми правилами, потому что это учит человека произносить все буквы правильно.
Что же касается обучения совершению молитвы, то это еще одна практическая обязанность: ребенок должен привыкнуть соблюдать обязательное в религии, и исполнение этой обязанности должно стать неотъемлемой частью жизни мусульманина.
Обучение совершению молитвы, как и обучение Кyр`ану, является одним из прав ребенка в отношении родителей. Благодаря этому обучению, ребенок привыкает к покорности Всевышнему. К тому же молитва уберегает от непристойного и порицаемого. Всевышний Аллах сказал:
«Вели своей семье совершать молитву и сам терпеливо совершай ее» (Кyр`ан, 20:132).
И в этом нет разницы между сыном, дочерью, женой и так далее.
Приучать ребенка к совершению молитвы следует в возрасте от семи до десяти лет.
Что касается побуждения к совершению молитвы, то это – указание на то, в чем благо для ребенка. Это побуждение, но не вменение в обязанность, поскольку на человека возлагаются религиозные обязанности только после достижения им совершеннолетия. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«Подняты перья от трех: от спящего, пока он не проснется, от ребенка, пока он не достигнет совершеннолетия, и от умалишенного, пока разум его не прояснится» (Ахмад, со слов Аиши; Абу Давуд; ан-Насаи; ат-Тирмизи).
Благой пример
Пророк – прекрасный и возвышенный пример для своей общины в разъяснении шариата, исполнении его постановлений и соблюдении его границ. Всевышний сказал:
«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день много поминает Аллаха» (Кyр`ан, 33:21).
Отцы и деды, матери и бабушки, тети и дяди подают пример детям своим поведением, своими делами и соблюдением норм шариата. Каждое их слово и действие – пример для детей, и от них привычка переходит к детям.
Дети подражают словам и действиям взрослых. Недаром говорится: «Каждая девушка восхищается своим отцом». Если предки подают благой пример потомкам, все хорошее переходит к ним. Если же они подают им дурной пример, обычно зло переходит к ним – за исключением тех, кого помиловал Аллах.
Взрослые несут ответственность за своих детей, и в свитке с их благими делами запишется то, что они подавали детям благой пример, и среди их грехов запишутся дурные деяния детей и то, что они сами вели своих детей к пропасти. Всевышний Аллах сказал о почете, который будет оказан благочестивым предкам:
«Мы воссоединим верующих с их потомками, которые последовали за ними в вере, и нисколько не умалим их деяний. Каждый человек является заложником того, что он приобрел» (Кyр`ан, 52:21).
Праведность отца приносит пользу детям до седьмого поколения, как сказали толкователи Кyр`ана, комментируя аят:
«Их отец был праведником...» (Кyр`ан, 18:82).
Итак, отцы и матери несут ответственность за наставление детей на правильный путь в соответствии со словами Всевышнего:
«О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от огня» (Кyр`ан, 66:6),
и в соответствии со словами Пророка (мир ему и благословение):
«Каждый из вас является пастырем, и каждый из вас несет ответственность за свою паству...» (Ахмад; Муслим; Абу Давуд; ат-Тирмизи. Со слов Ибн' Умара).
Выбор воспитательницы
Если ребенка воспитывает не мать, то родители должны выбрать хорошую воспитательницу, достойную, выросшую в хорошей семье, религиозную, с хорошим характером и благим нравом. На ребенка влияет поведение воспитательницы – как хорошее, так и дурное, и сегодня мы без труда замечаем это влияние воспитательниц...
Барака Умм Айман (да будет доволен ею Аллах) была воспитательницей Пророка (мир ему и благословение), и он любил ее и делал ей добро.
Лечение от болезней
В наше время это стало такой же жизненной необходимостью, как и пища и питье. Сохранение здоровья и жизни ребенка требует расходов на лекарства, подобно остальным жизненным необходимостям. Более того, это относится к использованию причин, чего требует от нас шариат и обычай людей. Ислам разрешает лечиться разными способами при условии, что в них не будет ничего запретного. Это подтверждают многие хадисы. Например: Усама ибн Шарик передает:
«Пришел к Посланнику Аллаха бедуин и сказал: "О Посланник Аллаха! Следует ли нам лечиться?" Он сказал: "Да, ибо, поистине, Аллах к каждой ниспосланной болезни ниспослал и лекарство, знает его тот, кто знает, и не знает его тот, кто не знает"». А в другой версии этого хадиса Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ответил: «Да, о рабы Аллаха, лечитесь, ибо, поистине, Аллах, создавая болезнь, обязательно создавал и исцеление, и лекарство для нее, кроме одной болезни». Они спросили: «О Посланник Аллаха, а что это за болезнь?» Он ответил: «Старость» (Ибн Маджа; Абу Давуд; Тирмизи).
Джабир передает, что Пророк сказал:
«Для каждой болезни существует лекарство, и если встретится болезнь с лекарством, то больной исцелится с позволения Всевышнего Аллаха» (Муслим; Ахмад).
Еще Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Ниспосылая любую болезнь, Аллах ниспосылал и исцеление для нее» (Аль-Бухари; Ахмад; Ибн Маджа).
Это означает, что лечение узаконено шариатом. Оно представляет собой использование причин и вовсе не противоречит упованию на Аллаха для того, кто уверен, что эти причины целиком зависят от воли Аллаха и предопределены Им, и что они ни от чего не избавляют сами по себе, а действуют лишь по предопределению Всевышнего, и что лекарство может обратиться болезнью, если Аллах предопределит так. На это указывает хадис Джабира, в котором сказано: «... с позволения Аллаха». То есть все зависит от предопределения Аллаха и Его воли, и лечение не противоречит упованию на Аллаха подобно тому, как не противоречат упованию на Него утоление голода и жажды посредством пищи и питья, а также отдаление от все пагубного, мольба о даровании благополучия и здоровья, устранение вреда и так далее. Однако нельзя лечиться запретным, поскольку в хадисе, который передает Абу ад-Дарда, говорится:
«Поистине, Аллах создал болезнь и лекарство, так лечитесь же, только не лечитесь запретным» (Абу Давуд).
А Ибн Масуд сказал о том, что опьяняет:
«Поистине, Аллах не сделал исцеление для вас в том, что он запретил вам» (Аль-Бухари).
Тарик ибн Сувейд аль-Джуфи спросил Пророка о вине, и тот запретил ему употреблять его. Тогда он сказал:
«Поистине, я делаю его для лечения».
Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Поистине, оно – не лекарство, а болезнь» (Ахмад; Муслим; Абу Давуд; ат-Тирмизи (достоверный хадис)).
7 часть
Фериде Ваит
По материалам: https://islam.plus/