Что смущает современную мусульманскую молодежь? (Часть 2)

12 ноябрь 2019 1320 0
Режим чтения

Часть 1   Часть 2   Часть 3   Часть 4

Ошибочные методы преподавания ислама

Следует помнить, что знание — это одно, а методы его подачи — совершенно другое. При этом первое невозможно без второго.

Что касается формального и неформального преподавания ислама молодежи, оно требует самого пристального рассмотрения в ракурсе вышеизложенной установки.

Мы живем в информационную эпоху (ее также называют компьютерной, цифровой или эпохой новых СМИ), когда информация и знание стали легкодоступным продуктом быстрого и широкого распространения.

Одновременно нынешняя эпоха — это эпоха глобализации, в которой преобладают системы глобального или безграничного взаимодействия, интеграции, конкуренции и связи. Можно сказать, что сегодня весь мир знаний и информации находится в одном клике от нас.

Для мусульманской молодежи это означает легкий доступ ко всему, что относится к знанию, ценностям, культуре и цивилизации ислама. Он возможен либо через компьютеры и интернет, которые есть дома, в школах, в мечетях, торговых центрах, либо через смартфоны, которые вообще стали неотъемлемой частью жизни молодых людей.

Это потрясающее информационное пиршество лишь усиливает в молодых умах аппетит к знаниям, делает их еще более любознательными, восторженными и в то же время требовательными как никогда ранее. Они ставят под вопрос и пытаются осмыслить буквально все. Почему бы и нет, если теперь им доступна роскошь получения и пристального изучения практически любой информации.

Вот почему в современном мире все меньше места остается для мифов, легенд, фольклора и фантазий, особенно в сфере эпистемологии. Этим, в свою очередь, объясняется неудержимый взлет агностицизма, скептицизма и свободомыслия буквально в каждом сегменте жизни и общества.

В ходе этого процесса больше всего страдают религии, в том числе ислам, поскольку аутентификация духовных измерений требует чего-то большего, чем могут предложить модели и рамки эмпиризма и рационализма.

Таким образом, вопрос заключается не столько в исламском знании как таковом, сколько в его мудрой и привлекательной подаче мусульманской молодежи наиболее подходящими и эффективными методами.

Прошли те времена, когда допускалось простое заучивание религиозных текстов без их понимания и тем более воплощения; когда единственным источником знаний был преподаватель со старой затертой книгой, которую он мог читать и интерпретировать на свое усмотрение, практически не встречая вопросов от аудитории; когда сложные и болезненные темы благополучно обходили стороной или заметали под ковер; когда слепое повторение и ритуальность восхвалялись как нечто достойное; когда преподаватель пользовался всецелым и неоспоримым авторитетом, независимо от того, что он говорит и делает; когда людям, тем более молодежи в период взросления, еще не предлагались различные мировоззрения и образы жизни; и наконец, когда осуждение и откровенные нападки на ислам еще не достигли глобальных масштабов.

Это значит, что, если современную мусульманскую молодежь учить, опираясь на иррациональные и неглубокие аргументы, слабые и сомнительные хадисы, популярные беспочвенные предания и откровенные домыслы, это не только не затронет их душу, но причинит больше вреда, чем пользы.

В такой ситуации скептицизм и свободомыслие выглядят для них более привлекательными и многообещающими. И даже если кто-то потерпит поражение на этом пути, он примет это безропотно, так как это его собственный, а не чей-то, выбор.

К слову, совершенно недопустимо кому бы то ни было — а не только молодежи — навязывать абсолютную истину, бесконечную любовь Всемогущего Аллаха и неисчерпаемое удовольствие от пребывания в Его Раю, который простирается шире небес и земли, посредством страха, запугивания, некомпенетности и полуправды. Рано или поздно, это возымеет обратный результат. Дух методов даавата должен отвечать духу того, к чему он призывает людей.

Например, мы никогда не достучимся до современной молодежи и не будем полностью поняты, если будем говорить, что необходимость верить, прикрывать аурат, скромно одеваться, молиться пять раз в день, поститься в рамадан, регулярно читать Священный Кyр`ан, избегать ихтилата (беспрепятственного смешения мужчин и женщин), избегать определенных видов музыки и развлечений и т.п., только потому, что таково требование Аллаха, в противном случае Он разозлится, что непокорных ждет суровое наказание, что в реальности у людей нет другого выбора, и что исламским принципам, традициям и обычаям нужно следовать потому, что так делали предки.

Даже если всё это так и есть, угрозы, давление, недальновидное упование на систему запретов не помогут. И наоборот, мудрость, здравомыслие, благожелательность, практичность, создание образцов для подражания, обращение к языку молодежи, без сомнения, будут важными методами призыва. Так как молодежь, конечно, лучше реагирует на доводы гуманности и любви, на логику, открытость, умеренность и альтруизм.

Определенно, молодежь не будет возражать против религиозной строгости там, где это нужно, но при этом там, где это возможно, она ждет гибкости и искренности. Так или иначе, чрезмерность, догматизм, узколобость не приветствуются ни в одной сфере.

Молодежи следует показывать, что для нее, равно как и для всех остальных, ислам — это единственная правда, и что он предназначен ей, а она — ему.

Ислам — это естественная, прагматичная и логическая религия и образ жизни, легко совместимый с любой естественной, прагматичной и логической потребностью молодых людей. Более того, ислам оберегает и охраняет их. Воистину, в исламе и для ислама молодежь играет исключительную роль.

Более того, ислам следует представлять молодежи как живую истину — он дает ответы на любые вопросы, содержит решения на все трудные случаи жизни, в том числе на те, с которыми сталкивается молодежь.

Будучи высшей истиной, ислам не знает никаких ограничений во времени и пространстве с любыми их невзгодами, он не делает различий между народами, полами, возрастами, ему нет дела до географии или истории. Его единственный критерий это благочестие, при этом его неизменные черты это свобода, справедливость, совершенство во всем, сострадание и единство.

На самом деле, узнаваемая сущность ислама легко прослеживается в идеалах и устремлениях молодежи всех поколений.

На этом концептуально-онтологическом фоне, на фоне этой истины нет места агностицизму, скептицизму и атеизму.

Значит, проблема не в сущности ислама и не во врожденной предрасположенности мусульманской молодежи. Проблема вращается вокруг устранения разрыва между этими двумя сторонами, в коммуникации, построении стратегии и обнаружении самых эффективных методов донесения послания ислама.

Несомненно, для мусульманской молодежи ислам — это единственно верный путь. Он один может дать ей уверенность в себе, чувство ориентира и удовлетворенности. Все остальное — лишь временное облегчение, если не откровенный обман.

 

Спахич Омер (Spahic Omer)

По материалам: http://islam.plus/

Комментарии Вход