Что смущает современную мусульманскую молодежь (Часть 3)

21 ноябрь 2019 314 0
Режим чтения

Часть 1   Часть 2   Часть 3   Часть 4

Отсутствие примеров для подражания

Американский баскетболист и тренер Джон Вуден (John Wooden) когда-то сказал, что молодым людям нужны примеры, а не критика. Как любой молодежи, молодым мусульманам тоже нужны примеры для подражания, которые вдохновляли бы их и мотивировали. Однако в современном контексте их очень мало.

Поистине, лучшими образцами для всех мусульман является Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), а также его достопочтенное семейство, сподвижники и все, кто шел по их стопам.

Но в силу своей сущности и особого восприятия вещей молодежь нуждается и в тех, кто, полностью копируя пример Пророка (мир ему и благословение), сам мог бы служить образцом и ориентиром в той или иной сфере современной жизни как для молодых людей, так и для взрослых.

Молодые мусульмане должны видеть таких людей и быть свидетелями их достижений. Они должны встречаться и непосредственно соприкасаться с ними, чтобы без труда идентифицировать себя с ними, их борьбой и достижениями. Им нужны вдохновение и мотивация, которые были бы продуктами их собственного времени.

Говоря более конкретно и практично, молодежи нужно узнавать качества великих и успешных людей и учиться у них проходить через жизненные перипетии.

Через них молодым мусульманам легче находить связь с образцом всех образцов — Пророком (мир ему и благословение), а также его досточтимым семейством и сподвижниками. Если этот идеологический разрыв заполнен, то хронологический разрыв между современной молодежью и Пророком перестает быть препятствием.

Однако примеры, которые есть сейчас в распоряжении у молодых мусульман, являются малоподходящими, а то и отрицательными, и к тому же относятся к разным традициям и культурам, тогда как подражание им означает усвоение взглядов и ценностей систем, которые они воплощают. Более того, оно может привести к отказу от собственной культурно-религиозной самобытности.

Другой вариант, имеющийся перед глазами у мусульманской молодежи, это коррумпированные и наглые мусульманские политики и бизнес-лидеры, с одной стороны, и недалекие, эгоистичные и раскрученные артисты, «ученые» и медиа-персоны, относящиеся к так называемой мусульманской поп-культуре. Безусловно, среди них есть и исключения, но их мало, и это коренным образом не меняет ситуацию. Чаще всего, проблематичные ролевые модели, обладая серьезным влиянием, не только сами идут по ложному пути, но и заводят на ошибочный и пагубный путь других.

Что касается ученых (улемов), хранителей общества, то их статусом и положением часто манипулируют, чтобы они не конфликтовали с положением «ролевых моделей» первого типа.

Известность и популярность многих истинных ученых, их потенциальная влиятельность систематически принижаются, не говоря уже о том, что они находятся под постоянным контролем. Если кто-то из них представляет угрозу, его разными средствами нейтрализуют, а в некоторых случаях даже уничтожают, а его репутацию и наследие методически порочат.

Вместо них в качестве лица религиозной и традиционной интеллектуальной реальности привлекают всякого рода псевдоученых, тех, кому не хватает духовной и интеллектуальной целостности, но которые доказали свое послушание и готовность сотрудничать.

Более того, этот пробел иногда заполняется откровенно некомпетентными, пусть даже честными и безотказными учеными-самоучками, которые, в конце концов, после всего, что они говорят, приносят больше вреда, чем пользы.

На фоне всего этого мусульманской молодежи отчаянно не хватает вдохновения, мотивации, руководства, примера тех, кто стремится жить действительно достойной и плодотворной жизнью. Вместо этого она видит, как добро подменяют злом, и наоборот. У нее на глазах знание преподносят как невежество, а невежество в красивой обертке выдают за знание.

То же самое касается противопоставления света и тьмы, современности и архаизма, прогресса и отсталости, надежды и отчаяния, радости и горя.

Таким образом, для многих единственным выходом является либо застревать на отдельных исторических эпизодах, откровенно романтизируя их и их участников, либо строить воздушные замки и жить в своих фантазиях среди вымышленных героев.

 

Спахич Омер (Spahic Omer)

По материалам: http://islam.plus/

Комментарии Вход