Мусульманская семья в современном мире (9 часть)
Обычно перед вступлением в брак заключается помолвка, и в шариате это одобряется.
Помолвка – это когда мужчина изъявляет желание жениться на определенной женщине и сообщает об этом самой женщине или ее опекуну. Цель помолвки – дать возможность мужчине и женщине познакомиться и лучше узнать друг друга, понять характер, привычки, склонности, нрав, узнать, каким человек видит свое будущее и будущее своей семьи. И если у женщины и мужчины много общего и согласие достигнуто, помолвку можно считать заключенной.
Помолвка – это просто обещание, и прочтение «Аль-Фатихи» (первой суры Кyр`ана). Поэтому при заключении помолвки согласие девушки или ее опекуна не делают дозволенным ничего из того, что становится дозволенным только после вступления в брак.
Шариат разрешает мужчине смотреть только на лицо будущей невесты и ее руки до запястий, тогда как видеть ее с непокрытой головой или смотреть на другие части ее тела ему запрещено – ведь она по-прежнему чужая для него.
Дозволенность взгляда на предполагаемую невесту подтверждают многие хадисы, например: Мугира ибн Шуба передает, что он заключил помолвку с одной женщиной, а Пророк сказал ему:
«Посмотри на нее, ибо это поможет вам достичь согласия» (Ахмад; ат-Тирмизи; ан-Насаи; Ибн Маджа).
Джабир передает, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Когда один из вас желает жениться на женщине, то если у него есть возможность посмотреть на то в ней, что побудило бы его жениться на ней, пусть сделает это» (Ахмад; Абу Давуд).
Муса ибн Абдуллах передает от Абу Хумайды, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«Когда один из вас делает женщине предложение, то не будет на нем греха, если он посмотрит на нее, делая это с целью последующего заключения помолвки, даже если она об этом не знает» (Ахмад).
Мужчина не имеет права оставаться наедине с девушкой, на которой он хочет жениться, потому что она для него чужая. Ведь Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Кто уверовал в Аллаха и в Последний день, пусть не остается наедине с женщиной, с которой нет близкого родственника (махрам), ибо, поистине, третьим с ними будет шайтан» (Ахмад; со слов Джабира).
А в другом хадисе говорится:
«Пусть мужчина не остается наедине с женщиной, которая не является дозволенной для него, ибо, поистине, третьим с ними будет шайтан, если речь не идет о махраме» (Ахмад).
Если жених желает узнать о предполагаемой невесте как можно больше, он посылает к ней женщину, которой доверяет, и она смотрит на девушку и общается с ней, а потом рассказывает ему обо всем подробно.
Женщина также может послать мужчину, чтобы он посмотрел на предполагаемого жениха, ведь женщине нравится в нем то же, что нравится ему в ней.
Что же касается выхода невесты с женихом за пределы дома, то это обычно ни к чему хорошему не приводит.
Это таит в себе определенную опасность и при этом не достигается цель – узнать друг друга, потому что при таком общении оба они ведут себя неестественно, стараясь казаться лучше, чем они есть на самом деле. Недаром говорят: «Всякий ухажер – лжец».
Качества жениха и невесты
И женщина, и мужчина желают видеть друг в друге определенные качества.
Качества жениха: предпочитаемый мужчина – обладатель хорошего нрава, который при этом является сильной личностью и наделен качествами, свойственными настоящему мужчине, почитающему Ислам.
Что касается религии и благонравия, то они необходимы потому, что эти два качества, а также богобоязненность, достойное поведение и хорошее отношение к женщине гарантируют ей спокойную и благополучную жизнь как в настоящем, так и в будущем. Всевышний Аллах сказал:
«Живите с ними достойно» (Кyр`ан, 4:19).
А Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Если пришел к вам тот, чьей религией и нравом вы довольны, выдавайте за него (девушку). Если же вы не будете этого делать, на земле распространится порок и великое нечестие» (Ат-Тирмизи; Ибн Маджа; аль-Хаким. Со слов Абу Хурайры).
Религиозность и благонравие – самые важные качества в женихе для разумных, проницательных и богобоязненных людей. Аль-Хасан ибн Али сказал:
«Отдай свою дочь за обладателя религии. Если он полюбит ее, он будет хорошо заботиться о ней и уважать ее, а если он не полюбит ее, то он в любом случае не станет притеснять ее и поступать с ней несправедливо».
Некоторые люди выбирают человека богатого и влиятельного, даже если он не гнушается совершать нечестивые и порочные поступки. Так поступают глупцы или те, кто смотрит на все поверхностно, не вникая в суть. Ведь деньги приходят и уходят, а порочный, нечестивый человек становится причиной тревог и беспокойства для тех, кто находится рядом с ним, он разрушает, а не созидает, творя нечестие и порывая родственные связи.
Качества невесты: невеста в идеале должна обладать четырьмя качествами, которые являются очень важными:
1. Религиозность и благонравие
Женщина с дурным нравом и скверным характером, порочная, не задумывающаяся о религии доставит мужчине много хлопот, и может случиться, что он захочет избавиться от нее, прекратив с ней отношения или дав ей развод. Всевышний Аллах сказал:
«Праведные женщины покорны и хранят (то, что положено хранить), в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха» (Кyр`ан, 4:34).
Абдуллах ибн Амр передал такой хадис:
«Мир этот дается во временное пользование, а лучшим из того, что можно приобрести в этом мире, является праведная жена» (Муслим).
Пророк (мир ему и благословение) побуждал нас обращать внимание на этот прекрасный критерий, сказав:
«На женщине женятся из-за четырех вещей: богатства, происхождения, красоты и религии. Старайся же заполучить обладательницу религии, да покроются пылью руки твои!...» (Ахмад; аль-Бухари; Муслим; Абу Давуд; ан-Насаи; Ибн Маджа. Со слов Абу Хурайры).
«Да покроются пылью руки твои!» – одно из расхожих выражений в языке арабов, произнесение которого вовсе не означало, что человек действительно хочет, чтобы это исполнилось. Наряду с этим выражением существуют выражения вроде: «Да лишится меня мать моя!», «Нет, клянусь Аллахом!» или «Да, клянусь Аллахом». Они произносятся для «разбавления» речи и ни в коем случае не рассматриваются как пожелание зла. Руки, покрытые пылью – олицетворение бедности и нужды.
То есть люди женятся на женщине из-за ее богатства, но это богатство может испортить ее, или из-за красоты, но эта красота может погубить ее. А некоторые женятся на женщине из-за ее религии. И настоящий верующий мужчина должен в первую очередь смотреть на религию – во всем, особенно в той, с кем ему предстоит прожить вместе долгие годы, и если он не выберет верующую женщину, он непременно окажется в убытке и нищете.
2. Девственность
Девственница предпочтительнее, когда речь идет о рождении детей. Тяга мужчины к девственнице больше, и ему легче достичь взаимопонимания с ней и прийти к согласию. Джабир передает, что Пророк (мир ему и благословение) спросил его:
«О Джабир, ты женился на девственнице или на побывавшей замужем?» Он ответил: «На побывавшей замужем». Пророк сказал: «А почему же ты не женился на девственнице, с которой бы ты играл, и которая играла бы с тобой?» (Ахмад; аль-Бухари; Муслим; Абу Давуд; ан-Насаи; ат-Тирмизи; Ибн Маджа).
Однако это не означает, что жениться на женщинах, побывавших замужем, запрещено. Это узаконено Шариатом, и Пророк одобрил выбор Джабира, потому что женщина, побывавшая замужем, лучше ведет домашнее хозяйство и заботится о детях.
3. Любящая и стремящаяся быть любимой
Она должна быть такой, чтобы муж любил ее за хороший нрав и за стремление снискать его любовь. Ведь если мужчина и женщина любят друг друга, то и брак их будет прочным и долговечным, и они будут лучше относиться друг к другу и охотнее заводить детей. Макыль ибн Йасар передает, что у Пророка один человек спросил:
«Я нашел женщину, она благородного происхождения и красива, однако она не может иметь детей, так жениться ли мне на ней?» Он сказал: «Нет». И когда он пришел к нему во второй раз, он снова запретил ему, а когда он пришел к нему в третий раз сказал: «Женитесь на любвеобильных и много рожающих, и, поистине, я превзойду вашей численностью остальные общины» (Абу Давуд; ан-Насаи).
То есть в Судный день.
4. Способность родить много детей
Чтобы узнать это, смотрят на ее родственниц – много ли у них детей – и на то, большая ли у нее семья. Ребенок связывает супругов, он – свет в доме. Ему постоянно радуются, и его рождение помогает сделать жизнь супругов благополучной и стабильной. Хотя и рекомендовано вступать в брак с теми, кто потенциально способен к деторождению, можно жениться и на бесплодных. Известно, что большинство жен Пророка (мир ему и благословение) не оставили ему наследников.
9 часть
Фериде Ваит
По материалам: https://islam.plus/